18 июня вступил в силу окончательный запрет на поставки российского метанола в Европу. ЕС было крупнейшим направлением экспорта для предприятий РФ. С октября 2022 года по июнь 2023 фактически действовал переходный период, когда компании могли поставлять продукцию по заключенным ранее контрактам.
Как отмечают эксперты, этого времени хватило, чтобы частично перестроиться на азиатские рынки, но перспективы увеличения поставок в этом направлении сомнительны.
Падение экспорта по итогам 2023 года прогнозируется на уровне 20%. Компенсировать его за счет внутренней переработки в ближайшее время видится маловероятным.
Также санкции ставят под сомнение строительство абсолютного большинства из ранее заявленных новых метанольных мощностей, за исключением тех, что изначально были ориентированы на азиатские рынки, пишет rupec.ru.
Мировой спрос на метанол снизился
Мировое производство метанола долгое время входило в список наиболее динамично развивающихся. До 2020 года рост производства метанола вдвое превышал динамику мирового ВВП. Основным драйвером роста спроса на метанол были производства олефинов (МТО/МТП), формальдегидов, использование его в качестве основного компонента высокооктановых присадок и в качестве моторного топлива в чистом виде (в том числе судового).
Однако в 2020 году вследствие ковидных ограничений и общего замедления экономики мировой спрос на метанол начал снижаться. А в 2022 году на спросе отрицательно сказался и конфликт на Украине. В итоге в прошлом году впервые за много лет мировой рынок метанола сократился. Снижение составило 1%, до 105,8 млн тонн (по данным Methanol Institute).
Половина российского метанола шла за границу до 2021 года
В России производится около 5% мирового объема метанола. Объем выпуска составляет около 4,5 млн тонн в год. Основными производителями являются компании "Щекиноазот", "Метафракс", "Сибметахим" и "Томет". По итогам 2021 года суммарная доля рынка, занимаемая этими производителями, составляла 83%.
"Емкость внутреннего рынка, включая собственную переработку внутри компаний, составляет 2,5 млн тонн. У крупнейших производителей доля переработки метанола внутри собственных структур составляет более 30% и в ближайшие годы, вероятно, вырастет", — отмечают аналитики ЦЭП "Газпромбанка".
На внешних рынках российский метанол занимал прочные позиции. Главным конкурентным преимуществом его является низкая стоимость сырья – природного газа. Однако на фоне общего снижения мирового спроса в 2021 году доля продукта, поставляемого на экспорт, в общем объеме российского метанола сократилась с 48% до 42,2% и составила 1,89 млн тонн.
Статистически ключевым экспортным направлением долгое время была Западная Европа, так как поставки на мировой рынок шли через Финляндию. В 2021 год через эту страну прошло 787 тыс. тонн российского метанола. 329 тыс. тонн импортировала из РФ Польша, 203 – Словакия, 157 – Нидерланды, 112 – Беларусь, 84 – Литва, 80 – Румыния, 71 – Украина.
Европа закупилась перед санкциями
Проблемы с поставками российского метанола в ЕС начались еще весной прошлого. Однако прямой запрет на импорт этого продукта был объявлен в октябре 2022 года в рамках восьмого пакета экономических санкций. Изначально он должен был вступить в силу в начале января 2023 года. Позже Европейская комиссия разрешила импортировать метанол из России до 18 июня. Продление срока распространялось на поставки метанола по контрактам, заключенным до 7 октября 2022 года. Оно не распространялось на дополнительные объемы или спотовые поставки.
В ожидании запретов европейские компании активизировали закупки. В итоге в 2022 году экспорт метанола из России, несмотря на западные ограничения, вырос на 14%, до почти 2,1 млн тонн. При этом ЕС остался лидером по закупкам. Основными направлениями отгрузки были все также Финляндия (около 860 тыс. тонн) и Белоруссия (более 835 тыс. тонн). Через пункты на Дальнем Востоке прошло только около 165 тыс. тонн метанола. Нарастить экспорт в сложившейся ситуации удалось "Щекиноазоту" (почти 1,1 млн тонн) и "Метафраксу".
Экспорт упадет на 20%
18 июня, со вступлением в силу полного запрета на экспорт метанола в ЕС, начался новый период для этого российского рынка. С одной стороны, переходный период дал компаниям возможность принять меры по корректировке сбыта. Как отмечают эксперты Creon, менее чем за год отрасль переключилась с расширения производств на выработку антикризисных стратегий.
– Ситуация на рынке начала выправляться в I квартале 2023 года: в марте-апреле цена за тонну метанола в РФ впервые с 2022 года превысила 20 000 рублей, а производители достаточно успешно переориентировали экспортные отгрузки на азиатское направление. Так, в Китай в марте текущего года было отправлено более 25% произведенного на территории РФ продукта, – полагают в Creon.
Однако, как считает Дмитрий Акишин, управляющий директор компании "Имплемента", переориентация на новые рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе "сопровождается иногда кратным ростом транспортных затрат, что существенно для наших производств, преимущественно находящихся в центре России". Этот эффект частично сглаживается господдержкой, направленной на снижение стоимости транспортировки метанола внутри страны.
Сохраняющиеся трудности логистики в восточном направлении с загруженностью маршрутов и конкуренция с другими производителями на азиатских рынках делают перспективы дальнейшего наращивания этого направления сомнительным. Эксперты сходятся в прогнозах о том, что по итогам 2023 года сокращение экспорта может составить 20%.
Внутренний рынок – не замена
В Creon отмечают, что трудности со сбытом, профицит и снижение рентабельности продукта в краткосрочном порядке заставили производителей метилового спирта всерьез задуматься о вариантах увеличения внутреннего сбыта и развития переработки метанола в России. Однако таких вариантов не так много: либо ниши уже заняты, либо требуется тесная кооперация со смежными отраслями.
Аналитики ЦЭП "Газпромбанка" указывают на основные направления потенциального развития переработки метилового спирта. Одно из крупнейших в мире (24-25% глобального спроса, около 40% российского спроса) – производство формальдегида и смол на его основе.
Конечные отрасли потребления для этого направления – мебельная промышленность, отделочные материалы для индивидуального жилого строительства, производство крупной тары. Но в условиях снижения покупательной способности населения о возможности роста этого сегмента говорить не приходится. Другое направление потребления метанола, которое в мире является крупнейшим, а в России отсутствует вовсе – метанол-в-олефины, т.е. выпуск на основе метанола олефинов, а уже из них либо полипропилена и полиэтилена, либо гликолей. Однако развитие таких мощностей потребует нескольких лет, а российских рынок полиолефинов уже в профиците. Производство МТБЭ или использование метанола непосредственно как присадки или топлива – тоже очень крупный сегмент, и опять же российский рынок уже полностью обеспечен.
В то же время в ЦЭП "Газпромбанка" отмечают, что несмотря на общую умеренно негативную оценку по основным направлениям переработки метанола и внутреннего спроса, при более тщательном изучении отдельных средне- и малотоннажных направлений, вероятнее всего, можно определить небольшие, пока ненасыщенные ниши, в которых будет наблюдаться рост даже в условиях рецессии российской экономики.
– Внутренний рынок метанола в первую очередь зависит от отраслей-потребителей и слабо чувствителен к изменению цен. Например, небольшое снижение потребления показывает газовая отрасль из-за уменьшения объемов добычи. Поэтому рассматривать внутренний рынок как драйвер роста вряд ли возможно и снижение экспорта практически эквивалентно снижению производства, – полагает Дмитрий Акишин.
Реализуют не более трех проектов?
Наконец, еще одно последствие санкций – замораживание новых метанольных проектов.
К 2020 году в России было анонсировано около двадцати метанольных проектов с планируемым сроком исполнения до 2030 года. При самых сдержанных прогнозах мощности по выпуску метанола могли вырасти в 3 раза – до 15 млн тонн в год, а при максимальном вводе в эксплуатацию – более чем в 4 раза. Но падение цен на нефть, пандемия COVID-19, введение практически всеми странами карантинных мер заставили инвесторов значительно откорректировать свои планы. Конфликт в 2022 году и последовавшие международные санкции ухудшили положение дел.
В 2023 году проект производства метилового спирта пересмотрел "Аммоний" в Татарстане. "Еврохим" приостановил реализацию проекта по строительству завода по производству метанола мощностью 2,5 млн тонн в Кингисеппском районе Ленинградской области.
– Введенные ограничения усложняют реализацию метанольных проектов. Тем не менее многие вопросы доступа к технологиям и оборудованию уже решены. Кроме того, основная часть новых проектов изначально ориентирована на экспорт и строится на побережье с собственными терминалами отгрузки. Основная конкуренция за рынок АТР развернется с производителями метанола из Северной и Южной Америки. Но с учетом ожидаемых высоких цен на мировом рынке газа и стабильных регулируемых цен в РФ наши производители имеют хорошее преимущество в себестоимости продукта, – считает Акишин.
По мнению экспертов Creon, с наибольшей вероятностью будут реализованы не более трех из заявленных ранее проектов с горизонтом ввода в 2025-2029 годах. В 2023 году появлялись новости о движении по проектам компании "Промтех" в Волгограде, "Русхима" в Ненецком автономном округе и на Находкинском заводе минеральных удобрений.
Подытоживая все вышенаписанное, можно сказать, что вступление в силу полного запрета на поставки российского метанола в ЕС в краткосрочной перспективе приведет к существенному спаду не только экспорта, но и производства в сопоставимом масштабе (до 20%).
Переходный период, хотя и позволил частично переориентировать поставки на Восток, но объективные логистические трудности не позволяют в настоящее время надеяться на существенный дальнейший рост новых экспортных направлений. Перспективы увеличения экспорта будут связаны, в первую очередь, с новыми проектами, изначально ориентированными на Азию. Рост внутреннего потребления возможен лишь в среднесрочной перспективе при существенных вложениях в новые проекты, возможно, с госучастием.