Ручное регулирование экспорта (запрет на экспорт бензина из России возобновлен с 1 августа до конца года) - только "один из" и не самый эффективный инструмент, поэтому его наличие само по себе не определяет баланс рынка, считает заместитель председателя комитета по энергетике Государственно Думы Юрий Станкевич. Об этом он рассказал РГ.
По его мнению, для стабилизации ситуации на топливном рынке есть разные инструменты, один из них - это увеличение объемов производства для сдерживания цены. Но это требует строительства и ввода в эксплуатацию новых промышленных мощностей. Государство определяет инвестиционный потенциал таких проектов - не важно идет ли речь о снижении общей налоговой нагрузки или введения дополнительных инвестиционных стимулов.
К примеру, в 2020 году введен механизм инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефтяное сырье - "Кинв", который получают нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), заключившие соглашение с Минэнерго России о модернизации и строительстве новых мощностей по производству топлива. Однако в настоящее время применение данного механизма для новых проектов невозможно, поскольку срок заключения соглашений ограничен 1 октября 2021 года.
По словам Станкевича, в действующей макроэкономической ситуации новые проекты по нефтепереработке экономически неэффективны в связи с ростом объема необходимых инвестиций в их реализацию.
"В связи с этим полагаю необходимым правительству проработать вопрос обеспечения возможности для заключения такого соглашений по новым инвестиционным проектам", - сказал Станкевич.