18 апреля в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась первая международная конференция «Бензины 2008». Организатором мероприятия стала независимая российская компания CREON, оказывающая консультационные услуги в отраслях нефтегазохимического комплекса и в смежных отраслях промышленности.

Конференция прошла при спонсорском участии ОАО «Волжский Оргсинтез» и ПГ «Крата». Поддержку мероприятию оказали информационный центр «Кортес» и ЗАО «Химсервер». Партнером конференции выступил «ИнфоТЭК-Консалт».

Международная конференция ставила своей задачей обсудить вопросы бензинового рынка России, которые приобретают все большую значимость.

Несмотря на то, что Россия является одним из мировых лидеров по запасам и объемам добычи нефти, внутренний рынок продолжает сталкиваться с проблемой дефицита качественного топлива.

Кроме того, ужесточение экологических норм создает необходимость совершенствования российского топливного производства. В соответствии с одобренным правительством РФ проектом технического регламента, через три года в стране перестанут использоваться низкооктановые марки бензинов, в том числе Аи-92 и Аи-80. С другой стороны, топливо с более высокими техническими характеристиками требует высокой степени очистки, что вызывает необходимость введения новых технологий.

Обзор рынка бензинов, переход России на стандарты «Евро-3» и «Евро-4», реконструкция российских НПЗ, применение топливных присадок в бензинах стали ключевыми вопросами, для обсуждения которых собрались представители крупнейших российских и зарубежных компаний.

Доктор Фарес Кильзие, председатель Совета директоров CREON, открыл работу конференции. От себя лично и от всех сотрудников компании он поприветствовал делегатов, выразил слова признательности за возможность ими посетить столь представительное и важное для отрасли мероприятие, а также поблагодарил золотых спонсоров и компанию «Инфо-ТЭК Консалт» за содействие в организации конференции.

С пожеланиями плодотворной работы участникам конференции выступили генеральный директор CREON Санджар Тургунов, генеральный директор «Волжского Оргсинтеза» Михаил Крякунов и генеральный директор компании «Пигмент» (ПГ «Крата») Андрей Утробин.

Первым докладом международной конференции стал обзор рынка автомобильных бензинов, представленный Тамарой Канделаки, генеральным директором ООО «ИнфоТЭК-Консалт».

Т. Канделаки рассказала о текущем состоянии рынка бензинов, факторах влияния на развитие рынка автомобильных бензинов, предпочтениях потребителей, а также перспективах развития отрасли.

Всего в России насчитывается 27 основных нефтеперерабатывающих заводов, более 40 мини-НПЗ и 20 ГПЗ производят бензин. В 2007 году всеми производителями было выработано более 50 млн тонн бензинов, из них 70% — бензины автомобильных марок. При этом 16 млн тонн бензинов было экспортировано. Импорт бензинов в РФ давно незначителен, несмотря на упорные прогнозы аналитиков, предсказывающие его рост, и составляет чуть более 9 тыс. тонн в 2007 году, сообщила Т. Канделаки.

Что касается емкости внутреннего рынка бензинов, то по сравнению с прошлым годом, она выросла на 4%, что вызвано ростом спроса, и, как следствие, снижением экспорта на фоне роста производства. Ключевыми факторами развития рынка автомобильных бензинов, как отметила Т. Канделаки, являются изменение численности и структуры парка легковых автомобилей, развитие пассажирских перевозок маршрутными такси и автобусами, а также рост грузоперевозок.

По словам Т. Канделаки, с увеличением парка более дорогих автомашин, продолжится тенденция роста спроса на качественное топливо. При этом экспорт бензинов будет снижаться по мере роста спроса на внутреннем рынке. Игнорирование правительством страны проблемы привязки цен внутреннего нефтяного рынка к мировым ценам приведет к продолжению роста цен на АЗС до европейского уровня.

По мере дальнейшего роста цен все большее влияние будут приобретать факторы информационного воздействия и манипулирования, сказала Наталья Шуляр, генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-Консалтинг» в рамках своего выступления на тему «Цены на нефть и нефтепродукты на свободном рынке в 2007 году».

За последние 2 года российский рынок нефтегазовой аналитики захватывают западные консультационные компании и ценовые агентства, формирующие мнение о внутреннем рынке и ценах на нефть, отметила докладчица.

Основные закономерности ценообразования на российском рынке автобензинов были представлены Алексеем Груздевым, заведующим отдела анализа и прогнозирования ООО «Информационный центр «КОРТЕС». Как сообщил докладчик, один из основных факторов роста розничных цен на автобензин является снижение рентабельности АЗС, а привязка налогов нефтяной отрасли к мировым ценам на нефть в современных условиях ведет к росту внутренних оптовых цен на автобензин. Еще одним фактором усиления ценовой нестабильности является динамично растущий автопарк.

Вторую секцию конференции, посвященную применению топливных присадок открыл Николай Митин, директор по производству ОАО «Пигмент». С переходом топливной индустрии России к требованиям европейских стандартов возникла необходимость не только повысить октановые характеристики, но и существенно снизить содержание серы, олефиновых и ароматических углеводородов (в частности бензола), осуществить замену избыточной ароматики на изопарафиновые углеводороды, ввести в состав бензинов кислородсодержащие компоненты, антиокислители, моющие и другие необходимые компоненты, сказал Н. Митин.

По словам Н. Митина, повышение октанового числа возможно двумя путями: увеличением выработки высокооктановых фракций и использованием альтернативных антидетонаторов. Первый путь возможен для стран с развитой нефтепереработкой, располагающих достаточными мощностями по каталитическому крекингу, изомеризации, алкилированию. Другим странам, в том числе и России, на данном этапе, больше подходит второй вариант. Поэтому в настоящее время и в ближайшие 8-10 лет решение этой проблемы, очевидно, может быть в основном осуществлено разработкой высокооктановых добавок на основе N – метиланилина, позволяющих добиться наибольшего повышения октанового числа.

Докладчик рассказал о последних разработках ОАО «Пигмент», которые позволяют добиваться не только высоких антидетонационных характеристик, но и их физико-химической стабильности.

В целом, как отметил руководитель отдела продаж ММА и анилина ОАО «Волжский Оргсинтез» Сергей Майер, если оценить общее количество октановой характеристики бензинов, можно сказать, что данный показатель увеличивается ежегодно более чем на 5%.

С. Майер также рассказал об использовании монометиланилина (ММА) как одном из способов повышения октановой характеристики бензинов. Комплексное применение ММА в производстве бензинов может решать различные задачи: изменение структуры производимых бензинов в сторону увеличения доли более высокооктановых бензинов и приведение выпускаемых бензинов к нормам требований технического регламента.

По словам С.Майера, только к 2007 году сектор НПЗ по потреблению монометиланилина сравнялся с сектором НБ. По сравнению с 2003 годом общие продажи выросли почти в 2 раза и доля сектора НПЗ в общих отгрузках выросла с 22% до 44%.

В продолжение обсуждений технологий, позволяющих производить бензины для автомобилей, отвечающих требованиям «Евро-3» и «Евро-4» выступил Николай Гаврилов, начальник ЦЗЛ ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез». Как напомнил выступавший, технологии производства бензинов должны обеспечить нормы на содержание ароматических углеводородов не более 42 и 35% об. Соответственно, содержание бензола не должно превышать 1,0% об.

Выбор оптимального способа снижения содержания бензола в товарных бензинах – ключевая проблема в реализации производства экологических бензинов евростандарта и определяет период организации производства, размеры капиталовложений и себестоимость производства евробензинов.

Н. Гаврилов рассказал о технологии получения бензинов, удовлетворяющих требованиям «Евро-3,4», разработанной на ОАО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».

В соответствии с новой технологией, производство бензинов происходит за счeт удаления предшественников бензола из сырья риформинга c минимальным набором процессов: каталитического риформинга и изомеризации. Эта технология позволила «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» перейти на выпуск евробензинов с минимальными капвложениями и затратами. Для обеспечения снижения содержания ароматических углеводородов в товарных бензинах до требований евростандартов полностью используются ресурсы углеводородов С4-С6 прямогонных продуктов в качестве сырья изомеризации и в смешении товарных бензинов.

Филипп Никонов, вице-президент ОАО «АК “Транснефтепродукт”», рассказал о транспортировке бензинов по системе компании «Транснефтепродукт» и также коснулся темы новых стандартов топлива в РФ. По его словам, в 2007 году компания отгрузила на внутренний российский рынок и рынок стран Таможенного союза 11,3 млн тонн нефтепродуктов. При этом на экспорт было отправлено 15,9 млн тонн нефтепродуктов.

Согласно техническому регламенту о требованиях к различным видам топлива, находящихся в обороте на территории России, массовая доля серы в автомобильном бензине классов 3-5 должна составлять соответственно 150, 50 и 10 мг/кг, объемная доля бензола не должна превышать 1%, а октановое число должно быть не ниже 95, напомнил Ф. Никонов.

В регламенте также говорится, что в течение 3 лет со дня вступления в силу регламента наряду с оборотом дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением № 2 к техническому регламенту, допускается выпуск в оборот дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с нормой 45 по показателю «цетановое число, не менее», нормой 2000 мг/кг (0,2% массовых) по показателю «массовая доля серы, не более» и без нормирования показателей «смазывающая способность, не более» и «массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более» при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением № 2 к техническому регламенту.

Кроме того, в течение 5 лет со дня вступления в силу технического регламента допускается оборот продукции, выпущенной в оборот до дня вступления в силу вышеназванного документа.

Выступление Владимира Булатникова, главного технолога ОАО «ВНИИНП», было посвящено техническому регулированию перехода России на новые экологические стандарты. Он указал на некоторые недостатки уже упоминавшегося технического регламента к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам. По его мнению, проект регламента определяет нормы требований к бензину автомобильному, дизельному топливу, мазуту топочному, топливу для реактивных двигателей, авиабензину и судовому топливу. Однако требования к транспортированию и хранению этих продуктов из указанного регламента исключены и находятся вне контроля государства. В. Булатников предполагает, что это может создать дополнительные сложности в сфере реализации продукции.

По данным ВНИИНП, на сегодняшний день лишь половина всех легковых автомобилей в России и треть грузовых автомобилей соответствуют нормам «Евро 3». Поэтому, в определенной степени, стремление нашего правительства к европейским стандартам преждевременно, подчеркнул главный технолог ВНИИНП. По мнению специалистов, введение новых норм рассчитано на импортные автомобили российской сборки, число которых с каждым годом растет.

Заведующий отделом автомобильных и авиационных бензинов ОАО «ВНИИНП» Вячеслав Емельянов проанализировал готовность российских НПЗ к переходу на стандарты «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5». Специалист считает, что нормативная техническая документация производства бензинов для автомобилей класса «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5» в России имеется. Однако вырабатывать бензины для таких автомобилей нужно в объемах потребности отечественного рынка и с целью поставки на экспорт.

Докладчик убежден, что требуется госрегулирование в вопросе выбора пути для России: увеличение производства автобензинов (как в США), или дизельного топлива (как в Европе).

На первых этапах перехода на производство бензинов для автомобилей класса «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5» важную роль могут выполнить антидетонационные добавки на основе N-метиланилина и оксигинатов, уверен специалист. В случае, если отечественные НПЗ будут не в состоянии будут обеспечить потребность страны в бензинах для автомобилей класса «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5», то можно будет поставлять их из Европы, где существует их перепроизводство.

В заключительном заседании конференции речь шла о совершенствовании технологии производства бензинов. В рамках сессии опытом применения ММА в производстве товарных бензинов поделился Ильшат Фатыхов, главный инженер завода бензинов ОАО «ТАИФ НК».

Он рассказал, что его компания занимается производством бензинов с 2006 года. Основные марки – «Нормаль 80» и «Регуляр-92». В качестве присадки «ТАИФ НК» уже несколько лет использует чистый ММА. В 2007 году в целях обеспечения качества бензинов требованиям «Евро-3,4» компания ввела в эксплуатацию блок сероочистки легкого бензина НК-70. Это позволило получать бензин, отвечающий по содержанию серы требованиям «Евро» с минимальной потерей октана. Сегодня качество производимого «ТАИФ НК» бензина по всем показателям отвечает требованиям «Евро-3».

В 2008 году, по словам И. Фатыхова, «ТАИФ-НК» планирует запустить установки по производству МТБЭ и ТАМЭ, прорабатывается вопрос по строительству установки олигомеризации. Данные мероприятия позволят получить дополнительные высокооктановые компоненты товарного бензина и увеличить выпуск товарного бензина до 1 млн тонн в год.

Главный технолог ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (РНПК) Анатолий Скоромец рассказал об использовании октановповышающих, антиокислительных и моющих присадок в производстве бензинов в РНПК, в частности, октаноповышающей присадки нового поколения АДА-Крата.

Международная конференция «Бензины 2008» была первым опытом компании CREON организации мероприятия, посвященного рынку автомобильного топлива. Конференцию посетило 120 специалистов и многие из них отмечали, что начинание CREON было весьма успешным. Насыщенная программа и содержательные доклады вызвали огромный интерес участников, которые смогли получить много полезной информации и завязать немало горячих дискуссий.