Пост-релиз форума «Полимеры Центральной Азии». Организатор – INVENTRA в составе Группы CREON

Производство и переработка полимеров в Центральной Азии и шире – в странах СНГ - развивались с разными скоростями и с разных стартовых позиций. Но взаимозависимость экономик и общие вызовы, стоящие перед соседними государствами, заставляют в новой реальности координировать масштабные планы в отношении нефтегазохимии. Для гармоничного развития полимерной промышленности в регионе требуется не только «сверить часы», но и проработать дорожную карту совместных действий.

Компания INVENTRA 23 сентября провела в Астане международный форум «Полимеры Центральной Азии». Мероприятие прошло при поддержке Министерства энергетики Казахстана, Ассоциации предприятий нефтехимической промышленности Республики Казахстан и компании ChemOrbis. Информационные спонсоры – издания Kazakhstan Today, «Бизнес-мир Казахстан» и «Полимерные материалы».

Прежде всего – почему именно Казахстан? Как известно, страна обладает обширными запасами углеводородов, но до недавних пор ограничивалась лишь их экспортом. Сейчас же государство поставило перед собой амбициозную задачу – перейти к глубокой переработке добываемого сырья. Как отметил в приветственном слове вице-министр энергетики Республики Казахстан Магзум Мирзагалиев, активное развитие нефтехимии в стране уже началось: введен в эксплуатацию комплекс по производству ароматики, в планах – несколько полимерных проектов. «По прогнозам экспертов, в ближайшие годы мировое производство полимеров будет отставать от спроса даже при реализации всех анонсированных до 2025 г. проектов, - говорит г-н Мирзагалиев. – Это значит, что потенциал для производителей поистине огромен. В данной ситуации больше всех выиграет тот, кто обладает запасами качественного и дешевого сырья. Вот почему сегодня Казахстан нацелен на нефтехимию и планирует производить не только базовые полимеры, но и продукцию высоких переделов».

«На сегодняшний день Центральная Азия стала центром притяжения интересов и нарастающего многостороннего международного сотрудничества, - говорит управляющий директор Группы CREON Сергей Столяров. – Совместными усилиями стран региона реализуются основные проекты экономического развития – Евразийский экономический союз и Экономический пояс Шелкового пути. На фоне межгосударственных отношений активно развиваются торгово-экономические и промышленные связи предприятий. Цель нашего мероприятия – помочь выстроить бизнес-партнерство Казахстана и России в сфере нефтегазохимии».

Что же на сегодняшний день представляет собой рынок полимеров в СНГ в целом и Казахстане в частности? По словам руководителя отдела аналитики Группы CREON Лолы Огрель, за 2015 г. производство полимеров в СНГ составило 5.31 млн т, по сравнению с 2010 г. показатель вырос на 31.5%. Это стало возможным благодаря вводу новых мощностей. Речь идет о пяти видах полимеров: полиэтилене, полипропилене, ПВХ, полистироле и ПЭТФ.

Производство

Однако даже растущее производство не в состоянии обеспечить потребности в данной продукции: спрос в прошлом году составил 6.65 млн т, что на 25% превышает производство. Пик потребления, по словам эксперта, пришелся на 2013 г. (7.25 млн т). Тогда расхождение между спросом и предложением было гораздо больше - 54%.

Возможно ли в перспективе преодолеть дисбаланс между производством и потреблением? «Теоретически - да, - говорит Лола Огрель. - Суммарные полимерные мощности составляют сейчас 6.7 млн т плюс 0.5 млн т простаивающих мощностей. При этом заметный профицит мощностей наблюдается в сегменте полиолефинов, относительный паритет у ПЭТФ и дефицит в мощностях ПВХ и полистирола».

Обеспеченность спроса имеющимися мощностями

Эксперт отметила значительное географическое неравенство в распределении полимерных производств. Из 31 расположенного на территории СНГ предприятия на Центральную Азию приходится всего пять. Основная часть предприятий по выпуску полимеров находится в России.

В Казахстане последние пять лет наблюдается экономический рост со снижающимися темпами. На этом фоне происходил рост потребления полимеров в 2010-2013 гг., сохранение спроса в 2014 и снижение в 2015 г. Тем не менее, сильная зависимость Казахстана от зарубежных поставок полимеров остается одной из наиболее острых экономических проблем. Потребляя до 300 тыс. т полимеров различного назначения, страна имеет только небольшое производство полипропилена мощностью 70 тыс. т (ТОО «Компания Нефтехим LTD»), оно является экспортоориентированным, продукция поставляется в Россию, Турцию, Украину, Китай и Западную Европу.

Потребление полимеров в Казахстане

В 2015 г. потребление ПЭТФ в Казахстане составило порядка 48 тыс. т, что на 9 тыс. т меньше уровня максимального потребления, отмеченного в 2012 г. Недозагрузка мощностей переработчиков находится на уровне 30%: розлив пива в ПЭТФ по-прежнему находится под запретом, рынок полностью зависит от импорта.

Основным поставщиком ПВХ и композиций на его основе является Китай. Своего пика спрос на ПВХ достиг в 2014 г., когда в Казахстан было поставлено 78.5 тыс. т ПВХ и композиций. В 2015 г. в связи со снижением переработки импорт сократился на 25% и составил 59 тыс. т.

Потребление ПЭ в Казахстане в 2011-2013 гг. выросло в 2 раза до 145 тыс. т. Основное развитие шло за счет увеличения производства труб. Однако в последние два года спрос на ПЭ упал до 98 тыс. т. Внутренние потребности в этом полимере полностью обеспечиваются за счет импорта.

Объемы переработки полистирола в Казахстане ниже, чем других полимеров, и находятся на уровне 20 тыс. т. Основным поставщиком является Россия, которая в 2015 г. отправила в Казахстан 16.5 тыс. т (74% поставок), что на 31% больше, чем годом ранее.

В последние годы нефтегазохимия Казахстана получает большую господдержку, и эта стратегия будет продолжена. Об этом сообщил Асхат Хасенов, директор департамента развития нефтегазохимической промышленности и технического регулирования Министерства энергетики Казахстана. Одной из мер господдержки является создание специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», в которой предусмотрены льготные налоговый и таможенный режимы. Важным преимуществом СЭЗ Асхат Хасенов назвал возможность привлечения иностранной рабочей силы вне общих квот и разрешений. Процедура была упрощена, и это однозначно положительно повлияет на сроки реализации и финансовую модель проектов. Еще один бесспорный плюс – применение международных норм при проектировании и строительстве, что позволит существенно снизить затраты по проектам.

На территории СЭЗ реализуется несколько крупных проектов, первый из которых планируется завершить в 2020 г. - это производство полипропилена мощностью 500 тыс. т.

Далее ожидается реализация других крупнотоннажных проектов – по производству полиэтилена и бутадиена. Все эти производства будут преимущественно экспортоориентированными. Безусловным плюсом докладчик назвал гарантированные поставки сырья от местных поставщиков и льготную цену на него.

Финансовый директор SDT Group Дмитрий Калишук поинтересовался, какова текущая загрузка мощностей комплекса по производству ароматических углеводородов, и какими видятся ближайшие перспективы? По словам Асхата Хасенова, комплекс может работать в двух режимах – нефтехимическом и топливном. Сейчас весь объем выпускаемого бензола экспортируется. Производство параксилола пока не налажено окончательно, но продукт заданного качества уже получен. В перспективе предполагается, что порядка 50% параксилола будет направляться на внутренний рынок, остальное – на экспорт.

На вопрос Сергея Столярова о логистике будущих проектов Асхат Хасенов ответил, что перевозки продукции планируется осуществлять двумя самыми простыми и эффективными способами – морем и железной дорогой.

На территории СЭЗ компания «Полимер продакшн» в 2015 г. запустила производство полимерной продукции. В ассортименте предприятия - БОПП-пленка, полипропиленовые мешки и полиэтиленовая пленка, сообщила управляющий директор по коммерции Жанар Рыскалиева.

Мощность по мешкам составляет 48 млн шт./год, в дальнейшем планируется расширение ассортимента продукции. По словам г-жи Рыскалиевой, компания рассчитывает производить все виды полипропиленовых мешков (за исключеним биг-бэгов), а также мешки с вкладышем и с нанесением фотопечати. По ПЭ-пленке мощность составляет 4.2 тыс. т/год, по БОПП - 14.1 тыс. т/год.

«Линия БОПП-пленки была запущена в марте 2016 г., первая товарная продукция была реализована в конце июня, а уже в июле мы реализовали 100 т продукции, - говорит Жанар Рыскалиева. - К сентябрю выпуск увеличился до 400 т. В декабре мы ожидаем 650, а с 2017 г. - по 900 т ежемесячно».

«Компания Нефтехим Ltd» производит в Павлодаре полипропилен, т.е. по сути то самое местное сырье, которого так отчаянно не хватает казахстанским переработчикам. Главный технолог Рустем Кереев поинтересовался - почему же «Полимер продакшн» его не закупает? По словам Жанар Рыскалиевой, изначально так и планировалось делать. Однако прошедшие в начале года переговоры не дали положительного результата – компании не смогли договориться по цене. Тем не менее, представитель компании отметила, что запуск в 2021 г. интегрированного газохимического комплекса по производству полипропилена позволит «Полимер Продакшн» перейти на потребление казахстанского сырья.

«Да, собственное производство полимеров в Казахстане почти отсутствует, исключение составляет лишь «Компания Нефтехим Ltd», - подтверждает Батырбек Аубакиров, председатель Ассоциации предприятий нефтехимической промышленности Казахстана. - В этой связи закупки сырья у зарубежных поставщиков имеют особое значение. При этом ситуация осложняется большим количеством посредников, в результате чего итоговая цена для потребителей зачастую становится слишком высока». Для решения этого вопроса в стране и была создана Ассоциация. По словам г-на Аубакирова, задача организации - выступить единым оператором по формированию и распределению полимеров в Казахстане.

На данный момент в ассоциации состоит более 100 крупных, средних и малых отечественных переработчиков полимерного сырья. Суммарный объем их потребления - около 50 тыс. т ПЭ, 20 тыс. т ПП и 10 тыс. т остального полимерного сырья. Импорт осуществляется из РФ, Южной Кореи, Ирана, Саудовской Аравии, Туркменистана.

Сейчас Ассоциация ищет партнеров, готовых обеспечить гарантированные поставки сырья. Предпочтение отдается российским производителям, чья продукция выгодна и по стоимости, и по логистике. Это связано с отсутствием таможенных барьеров между странами-членами ЕАЭС, а также девальвацией рубля – именно она сделала российское сырье намного доступнее европейского. По словам докладчика, в октябре текущего года ожидается подписание прямого контракта с компанией «Казаньоргсинтез».

А что сами российские производители думают об этой оригинальной идее? Как заявил начальник сектора экспорта управления внешней торговли «КОС» Алексея Якунина, «при наличии устраивающих обе стороны договоренностей мы совсем не против». Его поддерживает и коллега из «Сибура» Александр Мамушкин: «Инициатива интересная, но неизвестно, как это будет работать. Если будут прописаны нормальные условия – почему нет?»

Коммерческий директор «Полиолефин-ТЛК» Ринат Халиуллин поинтересовался, как будет выстраиваться схема работы ассоциации? Предполагается ли один партнер-поставщик или несколько по разным маркам? «Я не думаю, что мы должны сужаться до одного партнера, - отвечает Батырбек Аубакиров. – Наша организация готова работать с любыми крупными заводами – российскими, иранскими и другими. Нас поддерживают и Министерство энергетики, и Минсельхоз. В государственных программах прописан механизм, когда при тендерах и госзакупках на сумму свыше 250 млн тенге в комиссии обязательно должен присутствовать представитель Ассоциации».

В России, комментирует директор по науке и развитию НПП «Полипластик», председатель Союза переработчиков РФ Михаил Кацевман, ассоциации и подобные им объединения работают по несколько другому принципу: «Союз/ассоциация подписывает рамочное соглашение с поставщиком. После этого все ее члены смогут покупать сырье по единому тарифу, а в ряде случаев - и по единому формульному ценообразованию».

Ключ к успеху в работе с переработчиками, в т.ч. и зарубежными, - развитие марочного ассортимента, утверждает г-н Кацевман. Сегодня российские производители сырья выпускают весьма ограниченный – если не сказать крайне узкий – ассортимент марок, принимая во внимание постоянно расширяющиеся области применения полимеров. С учетом достаточно высокой стоимости отечественного сырья и добавок/наполнителей (к сожалению, только импортного производства) цена конечного продукта и вовсе становится невыигрышной. Эксперт привел пример ценообразования на композиционные термопласты, когда российская продукция – несмотря на более дешевые сырье и логистику – на выходе оказывается не намного дешевле европейской и не является поэтому притягательной для импортозамещения.

Михаил Кацевман отметил, что развитию переработки в России препятствует пока малый объем рынка и отсутствие серьезной экспортной составляющей. В этой связи в ближайшие годы необходимо решить сразу несколько задач: ввести новые мощности по сырью; отрегулировать пошлины по сырью, материалам и изделиям; построить СП по производству малых добавок; освоить при поддержке государства реализацию композитов на экспорт.

Иран является еще одним потенциальным для Казахстана партнером по поставке полимерного сырья. Главный для иранской нефтехимической отрасли продукт – полиэтилен, рассказал Мирза Кадич, директор по развитию бизнеса ChemOrbis. По итогам 2015 г. суммарные мощности страны по ПНД составили 2.34 млн т и были загружены на 69%, по ЛПНП – 655 тыс. т, по ПВД – 900 тыс. т. Однако к 2021 г. мощности вырастут практически в два раза – на 3.5 млн т.

Похожая ситуация складывается и в сегменте полипропилена – действующие мощности оцениваются в 1 млн т и к 2019 г. вырастут на 625 тыс. т. Мощности по ПВХ в 2015 г. составили 753 тыс. т суспензионного и 40 тыс. т эмульсионного.

По словам Мирзы Кадича, производство полимеров в Иране является экспортоориентированным – в зарубежные страны направляется более 40% произведенной продукции.

Санкции, действовавшие в отношении Ирана с 1979 г., постепенно будут сниматься, и к 2025 г. экономика страны полностью интегрируется в мировую. Таким образом, иранские предприятия не зря планируют наращивать мощности – буквально через несколько лет их продукция будет востребована на мировом рынке. Тем более что конкурентным преимуществом Ирана является обеспеченность углеводородным сырьем. «Уже сейчас можно прогнозировать, что по мере ослабления санкций и реализации новых проектов Иран предложит мировому сообществу много полимерной продукции – качественной и разнообразной. И конечно, это не может не затронуть Центральную Азию», - резюмировал Мирза Кадич.

«Интерес казахских производителей к сырью из Ирана действительно очень большой, - говорит Батырбек Аубакиров. - Но барьером являются высокие таможенные пошлины. До создания ЕАЭС ввоз сырья из третьих стран пошлиной не облагался, сейчас же это от 6.5% до 10%. Еще один камень преткновения – логистика, в отношении Ирана она сложная и дорогая. В то же время иранское сырье – это высочайшее качество по приемлемой цене».

Один из крупнейших мировых производителей полимеров – SABIC – высоко оценивает потенциал рынков Центральной Азии. «Интерес есть, мы видим, как регион развивается. Естественно, мы ощущаем гораздо более сильное присутствие России и Китая в регионе, - говорит Акчин Умур, старший региональный менеджер по поставкам полимеров. - Конечно, есть барьеры, с которыми мы сталкиваемся, в первую очередь это логистика. Наши источники поставок в ЦА находятся в основном на Ближнем Востоке. Но мы стараемся преодолеть любые сложности, и работаем со странами Центральной Азии одновременно из нескольких центров продаж. Для поставщика полимеров большое значение имеет простой расчет нетбэков - в текущей ситуации транспортная составляющая более привлекательна на других рынках сбыта, но условия меняются, инфраструктура развивается. Заглядывая в будущее, я уверен, что Казахстан и другие рынки ждет диверсификация источников поставок сырья. От этого выиграют локальные переработчики, которые получат более широкий выбор и конкурентную среду».

В завершение конференции генеральный директор INVENTRA Николай Асатиани отметил, что благодаря международному составу участников и активному вовлечению в дискуссии представителей всех сегментов полимерного бизнеса первый региональный форум выполнил свою главную задачу – соединить на одной площадке крупнейших поставщиков пластиков в Центральную Азию и локальных переработчиков. «Полиолефины, ПВХ, полистирол, ПЭТФ - каждый из этих рынков имеет свою специфику, и мы удовлетворены тем, что, обсудив общие вопросы в ходе форума, участники продолжили переговоры по конкретным продуктам здесь же, в специально отведенное для деловых встреч время. Благодарим гостеприимную Астану и руководство Минэнерго Казахстана, которое в полной мере содействовало организации форума. Я уверен, что через год мы снова рассмотрим быстро меняющуюся ситуацию на рынках Центральной Азии и пригласим полимерное сообщество еще дальше на юг – в Алматы, где сосредоточены многие предприятия по переработке пластмасс».