Екатерина Кирьянова, ведущий инженер отдела сертификации авиационной техники «Аэрофлота», рассказала на форуме Группы CREON «Полимеры России 2025» о вопросах сертификации модификаций воздушных судов иностранного производства с использованием отечественных полимерных материалов. 

В 2023 г. «Аэрофлот» получил сертификат разработчика авиационной техники ФАП-21J. Получение сертификата поднимает «Аэрофлот» на новый уровень обеспечения комплексной инженерно-технической поддержки в вопросах поддержания летной годности самолетов иностранного производства.

Квалификация – основа доказательства соответствия материала требованиям авиационных правил. Квалификации подлежат абсолютно все материалы, применяемые в конструкции ВС. Общая квалификация осуществляется разработчиком материала. По результатам общей квалификации материала разработчик авиационной техники ожидает документально подтвержденный уровень свойств материала.

Специальная квалификация зависит от области применения изделия, изготавливаемого из материала. Без результатов специальной квалификации материала невозможно одобрить установку разработанного изделия на самолет.

Изменение технических условий и связанной с ними технологической документации подлежит оценке с точки зрения влияния на характеристики материала и должно утверждаться в соответствии с ФАП-21. 

По словам Алексея Федотова, ведущего инженера отдела сертификации авиационной техники «Аэрофлота», пластиковые элементы интерьера подвержены интенсивному износу и требуют частой замены. Поэтому они изготавливаются из термопластичных и термореактивных полимеров по современным технологиям переработки.

К основным проблемам квалификации и применения отечественных материалов относятся идентификация материала, неизвестные свойства смесовых материалов, нестабильность технологии изготовления, отсутствие полного комплекта документации на материал, невозможность закупки выбранного материала и в нужных объемах, трудоемкость постановки на производство изделий из нового материала.

Необходимость решения комплекса проблем отражается на сроках и стоимости реализации проектов.

Внедрение отечественных полимеров в конструкции иностранных воздушных судов  – это совместная работа производителя материала, изготовителя изделия и разработчика авиационной техники.