Сегодня Усть-Кут на севере Иркутской области переживает период перемен. В прошлом город был отправной точкой для многих крупных проектов – БАМ, ВСТО, «Сила Сибири», освоение нефтяных месторождений. Но они не всегда влекли за собой устойчивое развитие города. Сейчас Усть-Кут берет курс на будущее, ставя перед собой цель стать центром устойчивого развития и инноваций, опираясь на потенциал зеленой газохимии, лесной промышленности и выгодное географическое положение.

В прошлом году Иркутская нефтяная компания (ИНК) инициировала создание мастер-плана Усть-Кутского района, призванного трансформировать его в современную и комфортную территорию к 2035 г.   

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) «Ведомости. Промышленность» говорили с представителями компаний, задействованных в этом проекте: генеральным директором, председателем правления ИНК Яковом Гинзбургом и директором ФАНУ «Востокгосплан» Михаилом Кузнецовым ‒ и узнали о том, как происходит преобразование Усть-Кута и какие вызовы и возможности открываются перед городом в контексте развития. 

– Михаил Евгеньевич, для начала разберемся в терминологии. Что такое мастер-план?

Михаил Кузнецов (далее – М.К.): Мастер-план – это подход к стратегическому планированию развития территории. В данном случае мы говорим о Усть-Кутском муниципальном округе.

Особенность мастер-плана в том, что мы не просто мечтаем о том, как будет развиваться территория. Мы изучаем пространственное развитие города: как расположены ключевые соцобъекты, как обстоят дела с жильем. Изучаем экономику: где расположены рабочие места, какой уровень доходов населения, как люди тратят деньги. И на основе этой информации создаем мастер-план, в котором комплексно планируем развитие города на следующие 10‒15 лет, учитывая экономику, рабочие места, социальную сферу, транспорт. Усть-Кут станет новым центром зеленой газохимии и точкой экономического роста.

– А есть ли какие-то результаты реализуемого в моменте мастер-плана? Или ваш опыт уникальный?

М.К.: Я возглавляю Восточный центр государственного планирования, который разрабатывает и реализует мастер-планы в 22 агломерациях на Дальнем Востоке. Мы видим реальные результаты: на проекты, описанные в мастер-планах, уже выделяются средства, начинается проектирование объектов. Мы стараемся распространять наш опыт на другие регионы, в том числе и на Усть-Кут.

– Яков Борисович, теперь несколько вопросов вам. Насколько активно вы включились в проект? И главное – зачем?

Яков Гинзбург (далее – Я.Г.): Мы выступили инициаторами создания мастер-плана Усть-Кутского района. Для нас это родной район, где расположены наши основные заводы, нефте- и газодобывающие объекты. 

К сожалению, мы видим значительную разницу между динамичным развитием наших производств и уровнем жизни в Усть-Куте. С одной стороны, мы строим современный завод полимеров федерального уровня. С другой – город Усть-Кут не дотягивает до среднероссийских критериев по качеству жизни. 

Для нас принципиально важно, чтобы наши производства в Усть-Куте были обеспечены не вахтовым персоналом, а местными жителями. Чтобы люди проживали со своими семьями, их дети ходили в хорошую школу, медицина была на высоком уровне.

Также есть вопросы, связанные с развитием Усть-Кута как транспортного узла. Через город проходит федеральная дорога «Вилюй», участок которой от Усть-Кута до поселка Верхнемарково находится в плачевном состоянии и требует капремонта. Эти вопросы можно решить на федеральном уровне.

Но есть и еще вопросы федерального уровня, например, развитие аэропорта в Усть-Куте. Здание аэропорта старое, еще 1970-х гг., а взлетно-посадочная полоса может принимать только ограниченные модели воздушных судов. Ее нужно отремонтировать и удлинить.

 – Вы уже объяснили, почему выбрали именно Усть-Кут. А были ли другие города-кандидаты?

Я.Г.: Мы работаем в нескольких регионах Восточной Сибири. Также развиваем нефтедобывающее предприятие в Якутии, ведем разведку и поиск в Красноярском крае. 

 Усть-Кут ‒ ближайший транспортный узел с большим потенциалом. Еще со времен Советского Союза здесь был крупнейший Осетровский речной порт. Все знают, что 50 лет назад началось строительство БАМа, северная ветка которого проходит через Усть-Кут. Сюда приезжали молодые комсомольцы, и сегодня мы также хотим изменить жизнь к лучшему в Усть-Куте.

С точки зрения развития транспорта Усть-Кут – идеальное место для создания производства с высокой добавленной стоимостью (газопереработка, нефтегазохимия) на основе местных ресурсов и современных технологий, и в будущем можно поставлять продукцию на внутренние и зарубежные рынки. 

– А на какие компании вы опираетесь при создании мастер-плана?

М.К.: Мы стараемся познакомиться со всеми компаниями, которые работают на территории. Ведь любой крупный бизнес заинтересован в том, чтобы его сотрудники жили в комфортных условиях, имели доступ к качественным социальным услугам: транспорту, здравоохранению, образованию, отдыху. Мы учитываем интересы и малого бизнеса, который также вносит свой вклад в развитие территории и имеет свои специфические потребности в инфраструктуре, энергетике и поддержке.

– Как вы оцените заинтересованность компаний?

М.К.: Откровенно говоря, по-разному. Встречаются компании, которые считают, что их социальная ответственность завершается уплатой налогов, и ожидают от государства обеспечения всех необходимых услуг.

Бывают и активные компании, которые с воодушевлением участвуют в развитии территории. Они вкладывают собственные средства в реализацию отдельных мероприятий и строительство объектов. Мы видим, что все больше компаний вовлекаются в этот процесс, понимая, что государство, регион и местные власти берут на себя более активную роль в развитии территории.

ИНК – хороший пример такой активной компании. Именно они выступили инициатором разработки мастер-плана и собрали компании, которые работают в районе, чтобы совместно решать вопросы социально-экономического развития Усть-Кута.

– Чтобы мастер-план был реалистичен, нужна экспертиза. Каких специалистов вы привлекаете?

М.К.: Это всегда «бригада гвардейцев» из нескольких десятков человек – высококвалифицированных специалистов. В нее входят экономисты, финансисты, градостроители, специалисты по пространственному развитию, транспорту и энергетике. 

– Учитываете ли пожелания местного населения? И какие?

М.К.: Сейчас разрабатывается национальный стандарт мастер-планирования, и в нем первый пункт ‒ это сбор мнений жителей и бизнеса. Мы проводим обширные социологические опросы, круглые столы и стратегические сессии, чтобы узнать о проблемах и пожеланиях всех групп населения.

На стратегической сессии в Усть-Куте собралось несколько сотен человек. Они до ночи общались с нами и с представителями органов власти, задавали многочисленные вопросы. И вышли очень воодушевленные, увидев, что их мнения всерьез учитываются.

– На какой стадии проект сейчас? И с какими сложностями вы столкнулись?

М.К.: Проект реализуется уже пять месяцев. На первом этапе мы собрали и проанализировали информацию о ситуации в Усть-Куте, чтобы определить ключевые проблемы и измерить их в цифрах.

Мы вместе с жителями, бизнесом и органами власти сформировали большой портфель из 150 возможных проектов и инициатив. Проекты прошли предварительную оценку и бюджетирование, идет их организационная проработка. В ближайшие месяцы мы превратим этот портфель в рабочий документ. 

Я.Г.: Мы на этапе конкретизации проектов и инициатив, предложенных жителями и бизнесом. ИНК как инициатор старается объединить усилия с другими бизнесами, потому что мы не единственные в Усть-Куте, и мы хотим вовлечь других в развитие города.

Мы многое делаем в Усть-Куте. За последние годы ИНК инвестировала в социальные проекты в Усть-Куте 1,5 млрд руб. Мы строим микрорайон на три тысячи жителей для будущих сотрудников завода полимеров. Также мы построили медицинский корпус на 60 мест для лечения внебольничной пневмонии, который оказался востребован во время пандемии.

Сейчас мы переходим к этапу конкретизации идей и инициатив, включая поиск механизмов инвестирования. Нам нужно понять, какие институты развития готовы инвестировать в Усть-Кут. Из всех предложений нужно выбрать самую перспективную концепцию пространственного развития для Усть-Кута, так как город с населением 40 тысяч человек растянут вдоль реки Лена на 50 км.

Наша цель, чтобы мастер-план не просто лежал на полке, а был реализован в полном объеме в течение 10 лет, причем реальные результаты мы должны увидеть уже в первые годы.

– А каким вы видите Усть-Кут, когда в нем полностью реализуют мастер-план?

М.К.: Скажу с точки зрения своей насмотренности на города. Усть-Куту повезло с географическим расположением и потенциалом развития. Город обладает тремя ключевыми преимуществами. Мощный транспортный узел ‒ река Лена, железная дорога – это основа для развития логистики и транзита. Новый центр газохимии ‒ перспективная отрасль с большим потенциалом для экономического роста и создания новых рабочих мест. Лесная отрасль традиционно важна для региона, с возможностью создания новых производств.

На пересечении этих преимуществ Усть-Кут будет не просто рядовой точкой на карте, а современным инженерным центром с хорошим образованием, качественной социальной инфраструктурой, высокими зарплатами и отличной транспортной доступностью.

Я.Г.: Кроме того, Иркутский завод полимеров, который мы строим и запускаем в ближайшее время, станет центром притяжения для новых производств. На его базе можно развивать дальнейший передел и создавать новые предприятия.

Мы уже газифицировали наши производственные мощности и подписали соглашение с регионом и газовым оператором о газификации 165 км распределенной сети и переводе угольных котельных на газ. Это значительно улучшит экологию города. 

 – Вы отчасти ответили на вопрос по поводу кадров, которые собираетесь привлекать. А сколько нужно привлечь?

Я.Г.: Мы оцениваем кадровую потребность завода полимеров в Усть-Куте в 1600 сотрудников. Нам требуются рабочие и инженерно-технические специальности. Сегодня несколько сотен сотрудников операционного персонала уже приняты для подготовки к запуску завода.

Открытие предприятия создаст новые рабочие места и для других открывающихся компаний. Увеличится и рост налоговых поступлений.

– И заключительный вопрос. Мировой тренд в производственных компаниях – ESG. Как вы на примере вашего проекта собираетесь реализовывать экологический, социальный и корпоративный потенциал?

Я.Г.: С точки зрения экологии ИНК старается минимизировать и, по сути, свести к нулю воздействие на окружающую среду. Например, на Иркутском заводе полимеров предусмотрен замкнутый водооборот и закрытый факел. 

Вместо утилизации попутного нефтяного газа на факелах мы создаем производства с более глубокой переработкой сырья в продукты с высокой добавленной стоимостью. 

Компания также поддерживает социальные инициативы жителей Усть-Кутского района. В частности, у нас действуют несколько грантовых конкурсов, в рамках которых мы выделяем средства для реализации значимых проектов в районе. Некоторые из них уже вышли на федеральный уровень и получили госфинансирование.