некачественное топливо

Как рассказали «Известиям» в пресс-службе Росстандарта, федеральное агентство разработало и утвердило методические рекомендации для проведения общественного контроля на АЗС. Теперь общественники будут внесены в специальный реестр Госстандарта. Это даст им возможность проверять качество бензина. С появлением дополнительного контроля эффективность проверок АЗС возрастет, считают эксперты.

Сейчас государственный надзор и общественный контроль работают параллельно. Госнадзор ограничен законодательством и не может проводить плановые проверки чаще чем раз в три года (294-ФЗ). А общественные организации не имеют четкого представления, как эти проверки проводить и эффективно доводить их результаты до госорганов. В итоге рядовые потребители через СМИ нередко получают недостоверную информацию о качестве топлива на АЗС, а сами СМИ вводятся в заблуждение в чьих-то интересах. Так в Росстандарте пояснили причины подготовки методических рекомендаций. 

Чтобы уменьшить количество некачественного топлива на заправках, Росстандарт решил упорядочить взаимодействие с общественными организациями. Для этого разработаны специальные методические рекомендации по проверке топлива. По данным агентства, инициатива была выдвинута в рамках работы государственной комиссии по противодействию обороту контрафактной продукции в России.

— Рекомендации помогут кратно повысить эффективность комплексного контроля за качеством топлива на российском рынке. С их помощью самые активные общественные организации получат возможность оперативнее доводить выявленные нарушения до сведения госнадзора. Это облегчит работу и бизнесу, который всё активнее заявляет о зачастую недобросовестных действиях общественников, — сообщил глава Росстандарта Алексей Абрамов. 

«Известия» ознакомились с самими рекомендациями. В них среди прочего подробно расписана последовательность проверки АЗС на качество топлива — от заключения договоренностей с лабораторией до забора топлива с фиксацией на фото- и видеоаппаратуру и информирования заправки о результатах проверки. Для подтверждения непредвзятости контроля, к примеру, общественникам рекомендуется проводить тесты сразу на пяти АЗС разных компаний. Если выявлены нарушения, документы с комментариями владельцев заправки будут передаваться в Росстандарт и прокуратуру, указано в документе. С желающими работать с Росстандартом организациями агентство заключит соглашения и внесет их в специальный реестр на сайте агентства.

Качество топлива на заправках постепенно улучшается. По данным Росстандарта, если в 2015 году низкокачественное топливо на заправках находили в 23% случаев, то в прошлом году эта доля снизилась до 17%. Чаще всего некачественное топливо находят на не входящих в сетевые холдинги АЗС.

Проведение проверок общественными организациями позволит сократить количество нарушений на рынке, считают в Росстандарте. По словам представителя агентства, новые рекомендации пригодятся десяткам общественных групп. Такими проверками, к примеру, занимаются Федерация автовладельцев России, Российский топливный союз, «Гражданский контроль качества топлива», «Общественный контроль России», ассоциация автомобилистов «АсАвто», Объединение потребителей России и другие.

В Роскачестве, сотрудники которого часто проводят подобные проверки, приветствуют разработку «методички». По словам представителя организации, появление рекомендаций существенно снизит количество обращений от общественных организаций, которые зачастую по формальным признакам не были рассмотрены.

Поддерживают разработку методики и крупные нефтяные компании, к примеру, «Газпром нефть», рассказали в пресс-службе ее топливной «дочки». По словам гендиректора «Газпромнефть-Лаборатории» Виктора Чуякова, качество общественных проверок неидеально, их результаты нередко вводят покупателя в заблуждение. К примеру, использование при проверке октанометров бессмысленно, если прибор не настроен под топливо конкретной топливной компании.

С учетом роста цен на топливо появление методики общественных проверок будет очень кстати, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

— Рост оптовых цен у крупных нефтекомпаний подталкивает многие независимые АЗС, не имеющие собственной нефтепереработки, к закупке контрафакта. С учетом того что его доля, особенно по дизелю, всё еще очень высока, разработка таких рекомендаций обезопасит большинство автолюбителей от некачественного топлива, — считает он.

Росстандарт фактически совершает переход от государственного контроля к более эффективному общественно-государственному, отметил руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

— Большой плюс от таких рекомендаций еще и в том, что их можно будет распространить практически на все сферы жизни, где работает общественный контроль качества, — подчеркнул Сергей Канаев.

По мнению экспертов, эффект от «методички» наступит уже к середине будущего года. Так, благодаря общественникам количество выявленных случаев нарушений может сначала несколько возрасти, но позже будет сведено к минимуму. По словам главы ФАР, подобная система контроля качества уже показала свою эффективность, к примеру, в западных странах.