Углеводороды на долгие годы будут оставаться основой мировой энергетики и сырьем для моторного топлива. Сбалансированная политика стран—экспортеров энергоресурсов поможет удерживать оптимальные цены на сырье и эффективно пополнять национальные бюджеты.
Как сейчас строятся взаимоотношения России и ОПЕК, почему введен запрет экспорта бензина и сколько стоило бы топливо без механизма демпфера, «Эксперту» рассказал заместитель председателя правительства РФ Александр Новак.
— 3 марта страны ОПЕК+ и Россия объявили о продлении добровольного сокращения добычи нефти. Насколько конструктивно сейчас сотрудничество с ОПЕК, изменится ли конфигурация участия в ней России в связи с внешними вызовами?
— Действие соглашения ОПЕК+ — это пример успешного опыта кооперации производителей нефти для ограничения избыточного предложения на мировом нефтяном рынке, стабилизации финансовых рынков, а также исполнения добровольно взятых на себя обязательств. В рамках соглашения Россия подтверждает свою роль надежного партнера и ключевого члена ОПЕК+.
Очевидно, что если бы не сокращение добычи участниками ОПЕК+ в 2023 году, нефтяной рынок находился бы в жестком профиците. Совместные усилия стран позволили сбалансировать рынок и удержать оптимальный уровень цены.
На 2024 год Россия сохранила добровольный уровень добычи в 9,45 млн баррелей в сутки. С учетом текущей динамики роста спроса было решено дополнительно сократить добычу еще на 471 тыс. баррелей в сутки во втором квартале 2024 года.
— Считается, что у нашей страны один из самых чистых (с учетом атомной и гидрогенерации) энергобалансов в мире. Меняется ли ситуация в связи с ростом реального сектора экономики в стране и актуальны ли сейчас для страны мировая климатическая повестка и тренд на декарбонизацию?
— В прошлом году в России установлен очередной исторический рекорд по выработке электроэнергии, который обусловлен ростом энергопотребления в реальном секторе экономики.
Структура производства электроэнергии продолжает оставаться одной из самых чистых в мире: порядка 86% электроэнергии в 2023 году выработано на низкоуглеродных источниках энергии
На атомные станции приходится 20%, на гидроэлектростанции — 17%, возобновляемую энергетику — 1%. С использованием природного газа вырабатывается 48% электроэнергии, выбросы углекислого газа от которого также крайне низкие. Доля использования угля находится на одном из самых низких в мире уровней — всего 14%. При этом в целом по миру уголь занимает первое место как топливо для выработки электроэнергии с долей 35% (по состоянию на 2022 год).
Тренд на декарбонизацию остается в центре внимания на самом высоком уровне. Президент России поставил задачу к 2030 году сократить выбросы парниковых газов до 70% от уровня 1990 года, а к 2060 году достигнуть углеродной нейтральности. При этом совокупные выбросы парниковых газов в России до 2050 года должны быть меньше, чем тот же показатель в странах ЕС.
Для достижения поставленных целей приняты стратегия социально-экономического развития РФ и климатическая доктрина РФ. Утверждена соответствующая нормативная правовая база и созданы механизмы, направленные на достижение углеродной нейтральности, — это и инструменты валидации парниковых газов и верификации климатических проектов, и «зеленого» финансирования, и многие другие. Мы продолжаем работать над стимулированием сокращения выбросов парниковых газов в отраслях ТЭКа и расширением использования чистых источников энергии и атомной генерации.
Сегодня возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — это один из самых быстрорастущих сегментов экономики в России. За десять лет мощность объектов на основе ВИЭ выросла до 6 ГВт. До 2035 года планируется ввести порядка 15 ГВт новых мощностей.
— Стратегия «Газпрома» много лет строилась на увеличении экспортных поставок газа по трубопроводам. Как будет меняться стратегия сейчас, с фактической утратой европейского рынка? Будет ли сделана ставка на СПГ?
— Ставка на СПГ в нашей стране сделана давно: с 2012 года реализуется стратегия развития производства и экспорта сжиженного газа. В 2021 году были утверждены долгосрочная программа развития производства СПГ в России и федеральный проект «Прорыв на рынки СПГ».
Эта сфера обладает большим потенциалом для наращивания экспортных поставок. Россия уже является четвертым в мире экспортером СПГ: в 2023 году объем экспорта составил 32,6 млн тонн. Президентом поставлена задача к 2030 году увеличить выпуск СПГ до 100 млн тонн. Это позволит нам занять до 20% мирового рынка.
Для достижения этой цели реализуются такие флагманские проекты, как «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове, «Мурманский СПГ» и другие.
Наряду с развитием отрасли производства СПГ активно продолжается диверсификация трубопроводных поставок российского газа.
С 2021 года экспорт трубопроводного газа в Европу в результате отказа европейских потребителей сократился примерно в пять раз. В этой связи стратегия ПАО «Газпром» предусматривает переориентацию трубопроводных поставок на восточный рынок и эффективное освоение ресурсной базы газа в России.
Выход на пиковую мощность «Силы Сибири-1» позволит увеличить поставки газа в Китай в объеме до 38 млрд м3 в год уже в 2025 году. Подписано соглашение по поставкам 10 млрд м3 в год по дальневосточному маршруту. Также планируется строительство интерконнектора между «Силой Сибири-1» и трубопроводом «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» для бесперебойного обеспечения внутреннего рынка и реализации всех экспортных проектов ввиду профицитного баланса газа в Восточной Сибири. Также планируется строительство магистрального трубопровода «Сила Сибири-2» в Китай через Монголию, его мощность составит 50 млрд м3 в год. Реализация этих проектов позволит увеличить экспорт трубопроводного газа в Китай почти до 100 млрд м3 в год, то есть более чем в четыре раза от уровня 2023 года.
В рамках стратегии по диверсификации направлений поставок обсуждается создание газового хаба в Турции, существует перспектива создания газового хаба в Иране. Также расширяется сотрудничество в рамках «тройственного газового союза» с Казахстаном и Узбекистаном, в 2023 году были начаты поставки в Узбекистан транзитом через Казахстан, в перспективе объемы поставок могут быть увеличены.
— Программа газификации регионов будет расширяться из-за сокращения экспортных поставок «Газпрома»? Планируется изменение внутренней цены на газ для домохозяйств?
— Более 75% добываемого в России газа потребляется на внутреннем рынке. Уже газифицировано 82 субъекта, уровень газификации страны достиг 73,8%. К 2030 году будет завершена технически возможная газификация — это порядка 83%.
По поручению президента проводится бессрочная программа социальной газификации, то есть подведение газа в дома в уже газифицированных населенных пунктах. Инвестиции ПАО «Газпром» в программы газификации и догазификации регионов России в 2024 году составят рекордные 270,3 млрд руб., что на 33,5 млрд руб. больше, чем в прошлом году. В 75 субъектах существуют меры социальной поддержки для льготных категорий граждан на подключение домов к газу внутри участка. Уже доведен газ до более чем 900 тыс. участков собственников домовладений. Также по поручению президента идет газификация медицинских и образовательных учреждений. Кроме того, программа социальной газификации будет распространена на дома в садоводческих товариществах.
Также для газификации ряда регионов планируется использовать СПГ — так, Камчатский край будет первым регионом России, который будет газифицирован с помощью сжиженного природного газа. Строительство необходимой инфраструктуры начнется в этом году.
Что касается цен на газ, то за последние десять лет цены на газ в РФ росли темпами ниже инфляции.
— Из-за санкций российские нефтегазовые компании оказались отрезанными от иностранных рынков капитала. Финансирование инвестпрограмм за счет внутренних ресурсов при действующей ключевой ставке не всегда рентабельно. Есть ли у государства планы по предотвращению недоинвестирования отрасли и сохранения темпов ее развития?
— В 2022 году, несмотря на введение санкций, инвестиции в нефтегазовую отрасль России выросли более чем на 25% по сравнению с предыдущим годом. Рост инвестиций продолжился и в 2023-м, и это касается не только сектора разведки и добычи: инвестиции в нефтепереработку в 2023-м выросли вдвое к уровню 2022 года, составив около 200 млрд руб. Это свидетельствует о самодостаточности нефтегазовой отрасли России.
Для сохранения темпов роста инвестиций в такой капиталоемкой отрасли с длинным циклом инвестиций необходимо сохранение согласованных параметров налоговых условий, о чем было сказано в послании президента Федеральному собранию.
Стоит отметить, что риски недоинвестирования нефтегазовой отрасли — риски мирового масштаба, повышающиеся по мере ускорения энергоперехода. Согласно прогнозу ОПЕК, мировые инвестиции в нефтяную отрасль до 2045 года должны составить $14 трлн, или около $610 млрд в год. При этом инвестиции в разведку и добычу нефти до 2045 года должны составить $11,1 трлн, или $480 млрд ежегодно. Традиционная нефтегазовая отрасль еще долго будет доминирующей в мировом энергобалансе, поэтому российские компании не будут сокращать инвестпрограммы в ущерб развитию отрасли.
— Страны Европы десятилетиями были сильно зависимы от поставок российского (советского) газа, нефти и нефтепродуктов. Сейчас риторика западных политиков сводится к тому, что замещение поставок вполне возможно. Но с учетом проблем с судоходством около берегов Йемена можно ли ожидать реального топливного кризиса в Европе. По вашим оценкам, существует ли план его предотвращения?
— Страны ЕС постепенно сокращают импорт энергоресурсов из России — так, доля РФ в импорте газа ЕС сократилась с 45% в 2021 году до менее 15% в 2023 году, по нефти — с 27% до 4%, по нефтепродуктам — с 50% до 9% соответственно.
При этом на фоне резкого сокращения импорта российского газа по трубе (за 2021–2023 годы он упал примерно в пять раз) ЕС за тот же период нарастил закупки СПГ из РФ — до более чем 15 млн тонн, что на 38% выше уровня 2021 года.
Значимым фактором отказа от российского газа в Европе является сокращение потребления и деиндустриализация. В 2023 году потребление газа в ЕС сократилось на 7% по сравнению с предыдущим годом, примерно до 330 млрд м3. Падение от уровня 2021-го составило около 20%. Политика ЕС по сокращению спроса на газ, в частности, решение Совета ЕС о добровольном сокращении потребления газа на 15% по сравнению со средним показателем за последние пять лет, приводит к деиндустриализации.
В настоящее время влияние напряженности в Красном море на европейский рынок энергоресурсов минимально, при этом цены, в том числе на газ, остаются чрезвычайно чувствительными к внешним факторам, таким как конкуренция за энергоресурсы со стороны быстрорастущих азиатских экономик. Реализация любого из внешних рисков способна привести к существенному росту цен на энергоресурсы в Европе. Более того, страны ЕС находятся в ситуации, при которой восстановление спроса на газ на фоне относительно низких цен может повлечь за собой новый виток роста цен. Таким образом, говорить о том, что Европа эффективно заместила поставки из России, некорректно.
— С 1 марта на шесть месяцев введено ограничение на экспорт бензина. Показал ли опыт прошлого года эффективность подобных мер для обеспечения топливом внутреннего рынка?
— Решение правительства Российской Федерации о введении запрета на экспорт бензинов с 1 марта до конца августа принято для сохранения стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, который связан с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и ремонтом нефтеперерабатывающих заводов.
В отношении дизельного топлива принято решение об увеличении минимального норматива продаж на бирже с 12,5% до 16%.
Временный запрет на экспорт моторного топлива, введенный в сентябре прошлого года, оказал положительный эффект на насыщение внутреннего рынка топливом, а также стабилизацию цен.
— Вы считаете справедливой розничную цену бензина и дизельного топлива, которая сейчас установилась в стране? Есть ли предельная розничная стоимость, после достижения которой государство включит механизмы административного регулирования расценок?
— Действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. В оптовом сегменте цена зависит от конъюнктуры мирового рынка, а также зависит от экспортной альтернативы (цена на нефтепродукты на мировых рынках, за вычетом транспортной составляющей и экспортной пошлины).
Поэтому оптовые цены подвержены волатильности. Правительством принимаются меры, направленные на сглаживание влияния внешних факторов на внутренние цены. Для этого на внутреннем топливном рынке был создан такой механизм, как демпфер. При этом в России наблюдается многолетняя тенденция изменения розничных цен на моторное топливо темпами, близкими к темпам инфляции.
С начала 2024 года розничные цены на автомобильный бензин и дизельное топливо не изменились, хотя инфляция составила 1,4%.
«Справедливая» розничная цена на топливо теоретически могла бы представлять собой сумму цены экспортной альтернативы и минимально необходимых затрат на ведение розничного бизнеса в зависимости от региона.
Однако так как правительством было принято системное решение о субсидировании внутреннего потребителя топлив за счет рыночных экономических механизмов, таких как демпфер, то определять сейчас предельную розничную цену было бы некорректно.
Без применения демпферного механизма, по экспертным оценкам, розничные цены на внутреннем рынке могли быть гораздо выше текущих.
Также стоит отметить, что идея введения государственного регулирования цен на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов неоднократно ранее прорабатывалась, но не была поддержана, так как может привести к искажению свободного рыночного ценообразования, дестимулировать инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и развитие сетей автозаправочных станций, что, в свою очередь, создает предпосылки для возникновения дефицита топлива.