По распоряжению Президента РФ Владимира Путина (от 28 ноября с.г.), Россия вводит экономические санкции в отношении Турции. Окончательный перечень товаров и услуг, подпадающих под санкции, поручено определить правительству РФ в ближайшее время.

В режим санкций пока не включены морские перевозки нефти и нефтепродуктов из РФ - из портов Новороссийск и Туапсе - по маршруту Босфор-Мраморное море-Дарданеллы-Эгейское море. Доля нефтеперевозок из черноморских портов РФ (включая транзит среднеазиатской и азербайджанской нефти через Новороссийск) в объеме нефтяного транзита по этому маршруту превышает 60%.

Экспертный совет (ЭП) «Транснефти» недавно заявил о высоких рисках транспортировки нефти через Босфор и Дарданеллы. Это риски экологические, логистические и политические. Отмечено также, что данные артерии "остаются одним из основных маршрутов для экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ и Каспийского региона. Динамика и прогнозы указывают на дальнейший рост загруженности проливов. По данным IHS Energy, общий объем транзита нефти и нефтепродуктов через Босфор в 2014 г. оценивается в 124,4 млн тонн".

Эти объемы неизбежно увеличатся, по оценке экспертов "Транснефти", в связи с предстоящим вводом в действие второй очереди Каспийского трубопроводного консорциума. Проект увеличит загрузку упомянутого маршрута примерно на 30 млн тонн в год. А в контексте нынешнего "климата" во взаимоотношениях Турции с РФ, могут повторяться возможные ограничения на танкерное судоходство в проливах.

"Чтобы "обойти" Босфор-Дарданеллы, в СССР еще в 60-х - 70-х  годах готовились проекты нефтепроводов из болгарских портов к адриатическим портам Албании, затем и Югославии. В 1990-х - начале 2000-х годов планировался нефтепровод между портами Бургас-Александруполис (Болгария-Греция), но, похоже, под давлением со стороны Евросоюза Болгария вышла из этого проекта, - пояснил обозревателю RCC Али Вэта, первый экс-зампредседателя албанского Госплана. -Возможно увеличение перекачки в рамках созданного в середине декабря 2014 г. пула нефтепроводных и нефтепродуктопроводных компаний РФ, Белоруссии, Чехии, Венгрии и Словакии (участвуют АК "Транснефть (РФ), «Гомельтранснефть Дружба» (Белоруссия), «Транспетрол» (Словакия), МОЛ (Венгрия), МЕРО ЧР (Чехия). - прим. ред.). И в реверсном режиме по маршруту Белград-Скопье-порт Салоники (Сербия-Македония-Греция. - прим. ред.). Но эти пути не смогут полностью заменить транзит через Босфор-Дарданеллы".

Между тем, еще в середине ноября 2012 г. министр природных ресурсов, добывающей промышленности и территориального планирования Сербии Милан Бачевич заявил, что "Сербия заинтересована в получении нефти по нитке нефтепровода "Дружба", проходящей в соседней Венгрии". Эта инициатива связана также с нефтепроводным проектом Сегед (Венгрия) - Белград - порт Бар (Черногория), восстановленным в первой половине 1990-х гг.