Андрей Арешев, эксперт Центра изучения Кавказа и Центральной Азии Института Востоковедения РАН, заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры,  разъясняет обозревателю RCC основные тенденции в развитии нефтегазохимического комплекса Туркменистана и Узбекистана. Эти тенденции напрямую связаны с национальными программами по индустриализации экономики этих стран.      

- Обоснованы ли оценки, согласно которым Туркменистан и Узбекистан намерены сокращать экспорт нефтегазового сырья, увеличивая производство продуктов нефте- и газохимии?

- Не уверен, что экспорт, по крайней мере, природного газа из этих стран будет сокращаться. Их газо-сырьевая база позволяет развивать добычу и поставки не только углеводородного сырья, но и продуктов его переработки. В этой связи, хотел бы обратить внимание на планы ускоренного развития  нефтехимии и газохимии в Туркменистане и Узбекистане. 
Суммарные потенциальные ресурсы нефти и газа Туркменистана, по последним данным, превышают 71,2 млрд. тонн условного топлива, из них 53 млрд. приходятся на сухопутные, а 18,2 млрд. - на морские месторождения. И более 70% общего объема этих запасов составляет природный газ.

НПЗ Туркменистана ежегодно перерабатывают не  менее 10 млн. тонн нефти. К 2017 г., согласно государственной программе развития отрасли, планируется довести этот показатель до 16 млн. т, а к 2030 г.   - до 30 млн. т. В программу, охватывающую модернизацию НПЗ в городах Туркменбаши и Сейди,  включены установка каталитического крекинга тяжелых нефтяных остатков и реконструкция  системы энергоснабжения.

Плюс, на НПЗ в Туркменбаши сооружается установка по производству  полипропиленовой пленки мощностью в 20 тыс. тонн в год, в качестве подрядчика выступает французская компания DMT. Этот проект позволит значительно увеличить доходы страны от экспорта, так как стоимость этой  продукции на мировых рынках - примерно вдвое выше, чем стоимость гранулированного ПП.

- По темпам роста производства продуктов нефтехимии и газохимии Туркменистан лидирует в бывшем СССР? 

- Да, темпы роста в этом секторе экономики весьма серьезные. Об активном развитии нефтехимии в стране говорит и  тот факт, что  государственный химический концерн «Туркменхимия» уже в январе 2015 г. существенно увеличил объем производства выпускаемой продукции. В  частности, минеральных удобрений, в сравнении с январем 2014 г., изготовлено  на уровне 195,6 %, технического йода - 104,5 %, натрия сульфата - 108,6 %.

Относительно новых проектов, отмечу, что консорциум, состоящий из Kawasaki Heavy Industries (Япония) и турецкой Rönesans Türkmen, к 2018 г. построит недалеко от столицы Ашгабата завод по производству синтетического бензина из природного газа по технологии датской компании Haldor Topsoe. Инвестстоимость проекта оценивается в 1,7 млрд долл США. Мощность  завода  составит 15,5 тыс. барр./сут. Строительство ведется с конца августа 2014 года.  

- В Узбекистане наблюдаются схожие тенденции? 

- Здесь тоже сделан акцент на ускоренное развитие нефтехимии и газохимии. Так, «China CAMC Engineering Co Ltd» (Китай) построит к 2017 г. комплекс по выпуску поливинилхлорида (ПВХ) на базе ОАО «Навоиазот». Стоимость контракта достигает 440 млн. долл. США. Годовая мощность этого комплекса по ПВХ составит 100 тыс. тонн, по каустической соде - 75 тыс. тонн, по метанолу - 300 тыс. тонн. Финансирование проекта общей стоимостью 501,1 млн. долл. США предусматривается за счет зарубежных кредитов и средств узбекской стороны.

Имеются также планы развития производства продуктов нефте- и газохимии на Устюрте, в основном газодобывающем  регионе страны.

Кстати, Узбекистан недавно «приступил к экспорту нефтехимической продукции и химических удобрений через территорию Ирана в Индию», об этом в середине февраля 2015 г. заявил министр  дорог и городского строительства Ирана Аббас Ахунди.