Юралс традиционно является основным сортом в сырьевых корзинах НПЗ в Польше, Финляндии и Литве. Однако региональные переработчики вынуждены сокращать импорт российской нефти ввиду низкой рентабельности ее процессинга. Вместо Юралс они предпочитают приобретать альтернативное сырье с месторождений Каспийского и Северного морей, свидетельствуют данные судовых агентов.

В условиях ограниченного предложения среднетяжелой нефти в Северо-Западной Европе (СЗЕ) российский сорт с 24 апреля оценивается выше Североморского датированного. Удорожание Юралс обусловлено двумя факторами: сниженным предложением сырья в рамках действия соглашения ОПЕК+ и высоким выходом дизтоплива. Спрос на это топливо оставался относительно устойчивым по сравнению с интересом к другим нефтепродуктами в условиях ограничений из-за Covid-19.

Премия на партии Юралс в СЗЕ в первой половине июля составляла в среднем $1,25/барр. (cif Роттердам) к Североморскому датированному по сравнению со скидкой $1,68/барр. (cif Роттердам) к эталону за такой же период 2019 г. Премия на российский сорт 29—30 июня вовсе достигала рекордного показателя $2,45/барр. (cif Роттердам) к эталону, передает Аргус.

Тем временем более быстрое и существенное удорожание Юралс к европейскому маркеру по сравнению с нефтепродуктами оказывает давление на рентабельность переработки на НПЗ, основу сырьевых корзин которых составляет российский сорт. Так, расчетная доходность процессинга на НПЗ в Плоцке (Польша) мощностью 325 тыс. барр./сут., которым управляет местная компания PKN Orlen, в июне составила $1,10/барр., что является минимальным уровнем с декабря 2019 г. Годом ранее маржа достигала $4,80/барр.

Поставки морских партий Юралс в порты Польши, Финляндии и Литвы в июле составят около 33% всего импорта нефти по сравнению с 65,3% в первой половине 2020 г. В июне доля российского сорта в общем объеме сырья, ввозимого через порты этих стран, превышала 72%, по предварительным данным аналитической компании Vortexa.

Сократив закупку Юралс, переработчики повысили импорт Смеси КТК и североморской нефти. Доля каспийского сорта в общем объеме сырья, поступающего в порты Балтийского региона, в июле повысилась до 18% с менее 6% в январе — июне. Две партии этого сорта направляются в Гданьск (Польша) и Бутинге (Литва), откуда PKN Orlen доставит сырье на переработку на свои НПЗ в Плоцке и Мажейкяе (Литва, 263 тыс. барр./сут.). Финская Neste в июле приобрела две партии Смеси КТК для процессинга на своем НПЗ в Порвоо (Финляндия, 197 тыс. барр./сут.).

На североморское сырье приходится почти 30% поставок нефти в эти порты в июле. Это вдвое больше среднего показателя в первом полугодии. PKN Orlen и Neste приобрели по одной партии Фортиз, который по своим характеристикам (плотность — около 40° по инвертированный шкале API, содержание серы — 0,65%) рассматривается как альтернатива Юралс (30,07 °API, содержание серы — 1,58%) и Смеси КТК (46 °API, содержание серы — 0,59%). Помимо Фортиз, PKN Orlen закупила партию тяжелого сорта Клэр, а Neste — легкого Гудрун. PKN Orlen также приобрела по партии Арабской легкой и американского сорта Баккен.

Впрочем, в условиях слабого интереса к Юралс партии этого сорта подешевели. Премия на Юралс к эталону 15—16 июля составила $0,30/барр. (cif Роттердам), что может восстановить спрос на это сырье, в том числе со стороны переработчиков в Балтийском регионе.