Розничные цены на самое популярное в России моторное топливо – бензин АИ-92 в 2020 г. могут снизиться на 1-3 руб. за литр, говорится в исследовании консалтингового подразделения ценового агентства Argus. Причиной тому станет падение оптовых цен из-за рухнувшей стоимости нефти в мире, а также колоссальное сокращение спроса, вызванного эпидемией коронавируса.

По данным департамента транспорта Москвы, на улицах столицы число личных автомобилей утром 28 апреля было вдвое меньше, чем годом ранее. Министр энергетики Александр Новак в начале ареля говорил, что спрос на моторное топливо в Москве упал на 20–30%. В других крупных городах – на 10–15%. «В течение ближайшей недели-двух увидим снижение потребления» «процентов до 40%», добавил тогда Новак. По данным ВТБ и подконтрольногоему оператора фискальных данных «Первый ОФД», с 30 марта по 19 апреля спрос на бензин в России упал в среднем на 31%.

Средняя отпускная цена тонны АИ-92 в этом году, по данным Argus, может упасть до $566 с $668 в 2019 г. Или до 42 600 руб. по сравнению с 43 200 руб., если брать по среднегодовой курс доллара в прошлом году (64,62руб.) и базовый прогноз Argus на этот года – 75,3руб.

Это приведет к росту доходов АЗС – даже с учетом более высоких операционных затрат из-за сокращения продаж. Это, в свою очередь, позволяет сокращать розничные цены ради увеличения реализации. При цене АИ-92 в 42,3 руб. за литр маржа АЗС составит около 11% или 4,7 руб. л (в 2019 г. при цене 42 руб. за л маржа составляла около 3,7 руб.). Снижение цены на 1,2 руб. обеспечит АЗС чистую маржу на уровне 2019 г. –  около 9%. При снижении цены на 3 руб. чистая маржа составит 5%, что, тем не менее выше, чем в 2017 и 2018 гг., когда АЗС зарабатывали от продажи бензина 3,2% и 3,9% соответственно. Рентабельность продаж дизтоплива выросла еще больше — при цене литра 46,8 руб. она составит 7,8 руб., что на 39% выше, чем годом ранее — 5,6 руб. при цене 45,8 руб. за л.

Снижение цен на топливо могло бы стать конкурентным преимуществом для АЗС в нынешних условиях падения спроса и доходов. Причем можно не менять ценники на стеллах, а использовать программы лояльности, говорит руководитель направления «Нефть и нефтепродукты» Argus Сергей Агибалов. Но режим самоизоляции не вечен. Рано или поздно он будет смягчаться, трафик будет возвращаться к нормальным значениям. И в этих условиях снижение цен позволит АЗС увеличить свою долю рынка за счет конкурентов.

Но помешать снижению цен может механизм демпфера. Он предназначен для сдерживания стоимости моторного топлива при высоких ценах на нефть. В этом случае государство выплачивает нефтяникам компенсации, но при низких – компании уже сами перечисляют средства бюджету. По базовому сценарию Argus, если цена российской нефти Urals до конца года останется в районе $20-30 за баррель, выплаты по демпферу будут стоить нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) более 600 млрд руб. Это в два раза больше, чем они получили из бюджета в 2019 г. Получается, что в пересчете на розничные цены демпфер по бензину может превышать 10-13 руб. за литр и достигать 10 руб. для дизтоплива.

Сейчас в правительстве обсуждаетсят возможность изменить демпферный механизм. Этот вопрос будет поднят у президента России Владимира Путина, сказал помощник руководителя администрации президента Кирилл Молодцов. Ранее статс-секретарь, замминистра финансов Алексей Сазанов говорил, что пересматривать демпфер не планируется, и Минфин очень рассчитывает на выплаты со стороны нефтяных компаний.

Снижению оптовой цены на нефть мешает депферный механизм и запрет на импорт дешевого топлива, который обсуждается сейчас в правительстве, говорит президент Независимого топливного союза (объединяет АЗС, не входящие в вертикально-интегрированные нефтяные компании) Павел Баженов.

Он считает, что снижение розничных цен на топливо не приведет к росту спроса — снижение произошло не по экономическим причинам, а из-за механизма самоизоляции. Учитывая низкий спрос, даже при высокой рентабельности снижение цен приведет к ухудшению экономики АЗС. «Ценовая конкуренция — это худшее, что может сейчас случиться на рынке, потому что снижение цен приведет к серьезным инфраструктурным проблемам, – уверен Баженов. – Снижение маржинальности при падении объемов продаж приведет к закрытию АЗС». Он отметил, что рыночный потенциал для снижения цен на топливо есть, но для этого правительство должно пересмотреть принципы регулирования отрасли и в первую очередь — демпферный механизм.

«Ведомости» ожидают комментарии «Роснефти», «Газпром нефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти».