угольэкспорт

Морской экспорт угля из Росси в марте 2025 г. достиг 16 млн тонн. Как пишет Ъ со ссылкой на Центр ценовых индексов, это на 11,8% больше, чем месяцем ранее, и на 2% меньше, чем в марте 2024 г. 

Отгрузки угля в Китай увеличились на 9% в месячном выражении и на 5% год к году, достигнув 8,6 млн тонн. Общие отгрузки угля в портах Дальнего Востока – в том числе в Японию и Южную Корею – выросли на 24% в месячном и на 9% в годовом выражении (до 9,8 млн тонн). Прирост был обеспечен портами Ванино (+37%, до 2,6 млн тонн), Вера (+15%, до 0,8 млн тонн), и Суходол (на 128%, до 0,8 млн тонн). 

Однако текущий рост может быть связан с отгрузками по долгосрочным контрактам, которые заключались на фоне более высоких цен и иного валютного курса (укрепление рубля снижает доходность экспорта). На риски указывает и сокращение поставок угля в Турцию, которое в марте 2025 г. достигло 14% в месячном выражении (до 1,3 млн тонн). 

Ключевым вызовом для российских угольщиков является возвращение цен к многолетней норме. В марте 2025 г. средняя цена на энергетический уголь в австралийском Ньюкасле, крупнейшем хабе Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), сократилась до $104 за тонну – самой низкой отметки с начала энергокризиса. Для сравнения: в 2022 г. средняя цена на энергоуголь составляла $345 за тонну. 

В среднесрочной перспективе на внешний спрос на российский уголь будет влиять замещение угольной генерации в Турции (из-за поэтапного ввода в строй АЭС «Аккую») и сохранение пошлин на поставки в Китай, где бум ВИЭ сочетается с ростом инвестиций в угледобычу.