Евросоюз позволит оплачивать российский газ по новой схеме. По крайней мере, как сообщает Bloomberg, Еврокомиссия разработала план, который разрешит компаниям открывать долларовые и евровые счета в Газпромбанке, как того требовала Москва. Перечисление средств на них за поставки газа соответствуют контрактным обязательствам. Остается вопрос: могут ли компании открывать рублевые счета для оплаты топлива? Прежде официальные лица указывали, хоть и устно, что такие действия нарушают санкции, отмечает агентство.

План в целом поддержали Германия, Венгрия, Италия и Франция. В то же время Польша, по информации собеседника Bloomberg, призвала обсудить вопрос и внести ясность. Тем не менее такие новости говорят о том, что европейцы все ближе к переходу на новую систему оплаты, отмечает независимый эксперт в области энергетики Дмитрий Лютягин: «Разъяснения позволили, наверное, легализовать ту схему, которую предложила Российская Федерация в части открытия счетов в Газпромбанке, то есть оплачивать газ и переводить денежные средства на счет кредитной организации в валюте не запрещается. Вопрос только в том, чтобы дополнительно к этому перечислению валюты на счета европейские потребители или компании, которые будут приобретать этот газ, давали дополнительные ордера для конвертации в рубль и зачисления на счет "Газпрома".

Этот момент пока остается условно в тени, но в целом видно, что идет сближение позиций, что европейские потребители и компании будут работать по этой схеме. Следующие платежи должны быть проведены в конце месяца, обычно по этим контрактам даты устанавливает "Газпром". Полагаю, что к концу мая мы увидим более четко то, как работает эта схема».

Что касается отказа от российских энергоресурсов, то, как пишет Bloomberg, Германия готова ввести нефтяное эмбарго, даже если Евросоюз не сможет договориться о коллективном запрете. По информации агентства, Берлин уже сократил поставки нефти из России с 35% до 12%.

Теоретически Германия может пойти на эмбарго, однако проблемы могут возникнуть с нефтепродуктами, а именно — с дизельным топливом, отмечает заведующий отделом бизнеса газеты “Ъ” Юрий Барсуков: «Половина нефти идет по трубе. И если будет введено эмбарго, эти поставки, видимо, обнулятся. Вторая половина идет морем, и этот объем может быть переправлен Россией на другие рынки в Азию. В какой степени, сейчас очень сложно сказать. По крайней мере, в апреле не все объемы, которые у России были, мы смогли переправить, и добыча у нас упала. Если введут эмбарго, то цены на нефть будут не такими, как сейчас, они существенно вырастут. Конечно, это зависит от темпов. В теории мы можем перенаправить все морем через балтийские порты. Вопрос: кто все купит? С географической точки зрения поставлять из балтийских портов в Азию не очень удобно, но это всегда вопрос цены. Если вы реализуете все с дисконтом в $40 за Brent, тогда, конечно, я думаю, найдутся покупатели.

Транспортировка и затраты на нее не так существенны, как в принципе наличие судовладельцев, которые готовы взять на себя риск в условиях потенциальных санкций. Проблема европейского эмбарго — как только и если все-таки Европа реально найдет альтернативных поставщиков, даже по высокой цене, могут быть введены вторичные санкции за российскую нефть. Нельзя не просто продавать в Европу, а вообще продавать, как это сделано в отношении Ирана. И вот тогда проблемы с экспортом в другие страны будут серьезные.

Но, наверное, это не вопрос ближайших месяцев, потому что если выкинуть с рынка 5,5 млн баррелей российского экспорта в сутки, то он этого не переживет, это будет катастрофа. Но в целом, наверное, мы можем к этому прийти. Есть только два потенциальных поставщика с Ближнего Востока — Саудовская Аравия и ОАЭ, но первая страна твердо привержена соглашению ОПЕК+ и наращиванию добычи только в его рамках. И если это будет так, то у Саудовской Аравии не будет много свободной нефти.

Соединенные Штаты, которые сильно озабочены сейчас ростом цен на топливо, оказывали определенное давление на Саудовскую Аравию, убеждая ее увеличить добычу. Но мне кажется, что в данном случае это будет сложно. У Саудовской Аравии не так много свободных мощностей, чтобы легко покрыть весь дефицит».

Еврокомиссия также готова ввести ограничение цены на газ в случае перебоев поставок топлива из России. Таким образом Брюссель намерен избежать крайне высоких издержек, если Москва снизит или прекратит экспорт. Впрочем, конкретные предельные значения пока не сообщаются.