Одним из основных сдерживающих факторов ускорения деятельности на восточном направлении является уровень тарифов естественных монополий. С 2010 г. тарифы на транспортировку нефти в восточном направлении выросли на 27%», — говорил в начале июня на президентской комиссии по ТЭКу ее ответственный секретарь, президент «Роснефти» Игорь Сечин (цитата по www.kremlin.ru). На 2014 г. тарифы «Транснефти» заморожены. По распоряжению правительства в 2015-2017 гг. тарифы будут индексироваться с коэффициентом 0,9 к инфляции, а с 2018-2020 гг. — 0,9-1.

Но в сентябре «Транснефть» попросила Федеральную службу по тарифам (ФСТ) с 1 января 2015 г. повысить тариф в среднем на 6,75% (90% от ожидаемого уровня инфляции потребительских цен в 2014 г. — 7,5%), а при поставках нефти по ВСТО через порт Козьмино и отводу Сковородино — Мохэ — на 7,5%, т. е. до 2237,08 руб. за 1 т. Служба монополию поддержала. Был подготовлен проект приказа ФСТ, но он не подписан. Между тем инфляция в 2014 г. может оказаться«существенно больше» 8%, говорил в конце октября министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Сечин считает рост тарифов в восточном направлении необоснованным. Об этом он написал 6 октября президенту Владимиру Путину. Сечин ссылается на контракт с CNPC на поставку нефти. «Роснефть» обязалась поставить 360 млн т нефти в Китай, предоплата по контракту составила $67 млрд, часть денег уже получена. Контрактная формула определения цены по этому договору предусматривает ее привязку к международным котировкам и не предполагает ее изменения в случае увеличения тарифа, пишет он: «Инициатива «Транснефти» приведет к уменьшению выручки и снижению налоговых поступлений в федеральный бюджет со стороны «Роснефти». Нефть сейчас торгуется ниже $90/барр. Сечин считает, что нужно не допустить рост тарифа по ВСТО «выше установленных пределов».

Представитель «Роснефти» на запрос не ответил. Путин поручил министру энергетики Александру Новаку рассмотреть этот вопрос и доложить. Представитель Минэнерго отказался от комментариев. Получить комментарии представителя ФСТ не удалось.

На 2015-2017 гг. предусмотрена индексация тарифов на 90% от уровня в среднем по системе, исключение — ВСТО, объясняет федеральный чиновник. По оценке ФСТ, если тариф ВСТО вырастет не на уровень прогнозной инфляции в 7,5%, а на 90% от него, то «Роснефть» в первом полугодии 2015 г. сэкономит 205 млн руб., при условии что грузопотоки компании будут как в первом полугодии этого года. За девять месяцев 2014 г. расходы «Роснефти» на транспортировку нефти за рубеж трубопроводным транспортом (по всем направлениям) составили 118,9 млрд руб., следует из материалов компании.

Представитель «Транснефти» говорит, что предлагаемый однократный тарифный маневр в сочетании с ростом поставок нефти по ВСТО позволит постепенно устранить перекрестное субсидирование восточных поставок за счет западных (президент «Транснефти» Николай Токарев оценивал размер субсидирования в 37 млрд руб.). С 2016 г. индексация на восточном направлении будет производиться на общем уровне, добавил представитель «Транснефти».

Поставки нефти в страны АТР начали резко расти в 2013 г. Сейчас доходность поставок нефти по ВСТО выше, чем на западных направлениях, примерно на $30 за 1 т. На долю «Роснефти» приходится около 60% поставок, отмечают Ведомости.