Казахстан хочет поставлять нефть в обход России. В Кремле отказались считать это политическим шагом. Президент республики Касым-Жомарт Токаев призвал сделать приоритетным Транскаспийский маршрут поставок топлива. Это произошло через день после решения российского суда. Он остановил поставки по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума. Через КТК проходит две трети экспортного сырья из Казахстана. Впрочем, сейчас поставки продолжаются, компания попросила приостановить решение. В Кремле заявили, что оно связано с экологическими проблемами. Эту тему нужно обсуждать с Казахстаном, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Кроме того, Токаев призвал модернизировать железные дороги и использовать морские перевозки. По словам президента республики, Казахстан никогда не задействовал их в полной мере, но сейчас «другие времена». Как может строиться маршрут в обход России? И насколько он выгоден республике? “Ъ FM” обсудил это с экспертом Финансового университета Игорем Юшковым:

«Очевидно, что Казахстан страдает от подобных происшествий. Третий раз за год под разными предлогами КТК останавливается. Первый раз был шторм, второй раз — совершенно странная история с минами, сейчас — со штрафами. И тут политическая подоплека может быть в том, что если бы в КТК не было, например, иностранных акционеров, а участвовали бы только российские и казахские компании, то можно было бы как-то договориться, принять судебное решение, чтобы не останавливалась деятельность отгрузочных терминалов и так далее.

Но поскольку есть иностранные инвесторы, могло быть принято жесткое решение. Для друзей мы на все готовы, а для остальных у нас есть законы. Все альтернативы, которые можно сейчас применить, в основном связаны с Россией. Можно попробовать наладить танкерные отгрузки в Каспии, а дальше по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан вы выходите в Турцию на Средиземное море. Там опять грузите в танкеры и отправляете уже потребителям. В основном с КТК нефть шла в Южную Европу. Возможно, речь пойдет о том, чтобы построить трубопровод через Каспий, но это сложно реализуемый проект».

В пресс-службе Токаева назвали Россию союзником Казахстана и пообещали не допускать действий в ущерб ее интересам. Там также исключили политический подтекст в решении по поставкам нефти. И все же Казахстан явно опасается европейских санкций, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Другой вопрос, что создать полноценные альтернативные маршруты долго и дорого.

«Казахская нефть, которая поступает в Новороссийск, смешивается с Urals. Собственно, она и называется CPC Blend. После последних разъяснений Европейского союза о запрете блендов Казахстан понимает, что на него будет оказано давление с целью убрать нефть Urals. Отсюда и возникает идея альтернативных поставок, минуя российский порт.

Вариантов не так много, надо как-то по территории Каспия организовывать доставку через Азербайджан, Грузию. Текущего действующего альтернативного маршрута у Казахстана нет. Речь идет о том, что страна может начать создание этих маршрутов. Это история дорогая, длительная, но теоретически возможная. Важно именно решение о начале этого процесса. Вот этот момент может оказаться достаточно значимым»,— отмечает Симонов. 

В Казахстане сейчас обсуждают ограничения экспорта в Россию некоторых санкционных товаров. Комментируя эти планы, в Кремле заявили, что республика остается партнером Москвы.