санкции

Последний пакет американских санкций против российской нефтяной отрасли оставляет неоднозначное впечатление. С одной стороны, они самые масштабные с декабря 2022 года, когда ввели потолок цен на нефть из нашей страны (60 долларов за баррель), а с другой - могло быть и значительно хуже.

Такое мнение в беседе с "Российской газетой" высказал профессор Финансового университета при правительстве РФ, глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

По его мнению, задача Соединенных Штатов выкинуть Россию с мирового рынка углеводородов, прежде всего с нефтяного рынка. И они эту задачу полномерно решают. Мы видим очередной шаг в этом направлении, потому что удар нанесен не только по-настоящему, но и по будущему нашей нефтяной промышленности.

Именно этим эксперт объясняет, что под санкции попали нефтесервисные компании, обеспечивающие все технические работы на месторождениях, а также наши добычные проекты, в том числе "Восток Ойл" - на который российская нефтяная индустрия и государство делала особую ставку.

В сегменте перевозок ситуация могла быть и хуже, хотя масштаб ограничений фантастический - 183 судна, отмечает эксперт. Раньше под санкции попадало 10-20 судов за раз. Их можно было перерегистрировать, сменить флаг, собственника, но сразу со 183 судами - могут возникнуть сложности, считает Симонов.

При этом, по его словам, многие ждали, что к российскому экспорту нефти применят санкции по иранскому образцу. Об этом активно писали западные СМИ. То есть полного запрета покупки российской нефти. Эксперт подчеркивает, что даже Китай старается не показывать в своей статистике закупки иранской нефти.

Но администрация уходящего президента США Джо Байдена на такие ограничения не пошла. Поэтому у вступающего во власть нового президента Дональда Трампа есть возможность угрожать России еще большим ужесточением санкций.

По словам Симонова, это очень четко обозначено в последнем списке Минфина США - что санкции могут быть введены против любого человека или компании, которые имеют отношение к российскому нефтегазовому сегменту. Давление на наш "теневой флот" будут усиливать.

Все чаще поднимается тема экологической проблемности его судов. Не случайно активно развивается история с танкером Eagle S, зарегистрированный на острове Кука (был задержан в Финляндии по подозрению в причастности к повреждению подводных кабелей в Балтийском море). Одновременно развивается сюжет с потерявшим управление танкером, который везет российские нефтепродукты. То есть у Трампа еще есть козыри в рукаве, подчеркивает Симонов.

Главный редактор ИнфоТЭК Александр Фролов считает, что новые санкции США пусть и создают риски для нефтяной отрасли России, но страна к ним готова. "Что касается рынка, то он обеспокоен, но не шокирован. Видимо, ожидает, что наши компании справятся с возникшими ограничениями", – заметил он.

10 января Минфин США обновил санкционный список (SDN list), внеся в него 183 судна, связанных с транспортировкой нашего углеводородного сырья, готового топлива и сжиженного природного газа (СПГ).

Кроме них в SDN list попала компания "Газпром нефть" и почти все ее дочерние предприятия, включая Московский и Омский нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Аналогичная история с компанией "Сургутнефтегаз". Под санкциями оказалась не только она, но и дочернее предприятие КИНЕФ - НПЗ в Ленинградской области.

Также в список попали: "Газпром СПГ Портовая", сервисные предприятия "Роснефти", проект "Восток Ойл", среднетоннажный завод по производству СПГ "Криогаз Высоцк", сербская компания NIS (50% принадлежит "Газпром нефти" и 6,15% - "Газпрому"), и другие добычные проекты, сервисные предприятия и компании, предоставляющие страховку танкерам, перевозящим нашу нефть.