Производство метанола в России в 2023 году продолжило сокращаться на фоне санкционных ограничений (в частности, запрета на поставки в Европу). Объем производства снизился на 13,7% год к году или на 613 тыс. т – до 3,88 млн т, следует из данных ИнфоТЭК и Аналитического центра ТЭК. Для сравнения в 2021 году российские предприятия выпустили 4,5 млн т метанола или 5% от общемирового показателя.
Недозагруженные мощности
Текущие мощности российских предприятий позволяют производить порядка 5,5 млн т в год. Крупнейшим производителем метанола в России является предприятие "Щекиноазот", располагающее мощностями около 1,5 млн т в год. По итогам 2023 года оно выпустило 1,18 млн т метилового спирта.
Далее, по данным ИнфоТЭК, в порядке убывания по мощностям следуют "Метафракс" (1,2 млн т), "Уралхим" (1 млн т), "Газпром метанол" (1 млн т), "Еврохим" (0,6 млн т), "Аммоний" (0,2 млн т).
Как сообщила ИнфоТЭК руководитель проекта Аналитического центра ТЭК Лола Огрель, загрузка мощностей по итогам года сократилась до 70% против 81% в 2022 году, профицит мощностей составил 1,65 млн т.
"Причина недозагрузки мощностей – санкционные ограничения (запрет поставок метанола в Европу). В 2023 году доля экспорта метанола составила 40,4% от объема потребления (в 2022 г. – 46,6%)", – сказала Огрель.
По данным ИнфоТЭК, внутреннее потребление метанола в 2023 году снизилось до 1,5 млн т без учета собственной переработки производителей продукта. По сравнению с 2021 годом этот показатель сократился на 200 тыс. т. Производители метанола отмечают снижение емкости внутреннего рынка метанола, роста спроса со стороны ключевых отраслей-потребителей нет.
Пути метанола ограничены
Экспорт метанола в 2023 году сократился на 29% по сравнению с 2022 годом, до 1,5 млн т, следует из данных ИнфоТЭК. По итогам 2022 года за границу было отгружено 2,1 млн т продукта. Лола Огрель отметила, что в 2022 году начались поставки метанола из России в Китай, куда раньше метанол не поставлялся в силу значительных логистических затрат. В 2023 году на Китай пришлась почти половина российского экспорта этого продукта.
"Из-за закрытия европейского рынка российские производители вынуждены переориентировать потоки метанола в восточном направлении. По итогам 2023 года поставки в Китай составили 730 тыс. т, или 46,7% экспорта. Поставки в Китай будут постепенно расти, однако это не очень выгодно отечественным производителям в том числе из-за логистики и цен. Но выйти на досанкционный уровень экспорта можно только с помощью господдержки, например, дотациями на ж/д перевозки в восточном направлении", – считает Огрель.
Экспорт метанола из России на сегодняшний день ограничивается низкими темпами развития мощностей для его перевалки. Поставки в восточном направлении по ж/д имеют низкую рентабельность из-за высокой загрузки путей, большого транспортного плеча и низких цен реализации в Китае. В южном направлении нет больших перевалочных мощностей и отсутствуют "дружественные" рынки сбыта в условиях высокой конкуренции со стороны Ирана.
В ближайшие годы в России ожидается ввод новых мощностей для перевалки метанола, что может слегка упростить производителям задачу сбыта продукции при условии выхода на новые рынки. Так, в 2026 году планируется ввести терминал "Лукойла" в порту города Высоцк, где строятся мощности для перевалки 1 млн т метанола в год. Кроме того, анонсировано возведение терминала в порту "Суходол" мощностью 2 млн т в год, но сроки реализации проекта пока неизвестны.
В Минпромторге ИнфоТЭК сообщили, что сейчас ведется разработка стратегии развития метанольной отрасли, которая, как ожидается, будет способствовать росту экспортных поставок российского метанола в "дружественные" страны Азиатско-тихоокеанского региона, в Турцию, Индию и другие. Сроки подготовки документа не уточняются.
"Для увеличения экспортных поставок Минпромторгом России прорабатывается вопрос повышения приоритетности перевозок метанола по железной дороге, строительства новых морских терминалов по перевалки метанола на экспорт", – уточнили в ведомстве.
Отвечая на вопрос, рассматриваются ли меры поддержки отрасли в виде субсидий на ж/д перевозки в восточном направлении, в Минпромторге заметили, что сейчас производители метанола вправе принять участие в отборе на получение субсидий по компенсации транспортных расходов, понесенных при экспортных поставках продукции. Максимальная сумма компенсации составляет до 500 млн рублей для одного предприятия.
Где искать нишу на внутреннем рынке?
С учетом санкционных, инфраструктурных и сбытовых ограничений необходимо искать возможности для метанола на внутреннем рынке, но найти их – нелегкая задача. По мнению Огрель, ожидать прорывного роста потребления метанола внутри России сейчас не стоит – в последние два года спрос в России сокращался (минус 7,6% в 2022-м и минус 3,6% в 2023-м).
Одним из вариантов роста потребления метанола внутри страны может стать его использование в качестве топлива. У этой идеи, которая иногда всплывает в информационном пространстве, есть как сторонники (как правило, производители), так и противники.
Разрабатываемая стратегия развития метанольной отрасли будет нацелена на увеличение производства и потребления этого продукта внутри России.
"В частности, Минпромторг России совместно с крупнейшими российскими производителями метанола прорабатывает вопрос расширения направлений использования метанола в экономике Российской Федерации. Одним из направлений является применение метанола в качестве альтернативного "зеленого" автомобильного, судового, ж/д топлива. Также рассматривается вопрос о создании производственных комплексов по переработке метанола в олефины", – отметили в пресс-службе.
Огрель считает, что в среднесрочной перспективе метанол не будет использоваться в качестве альтернативного топлива из-за его опасности. Метанол – особо опасная легковоспламеняющаяся жидкость, по степени воздействия на организм человека относится к умеренно опасным веществам: 3-й класс опасности. Тем не менее в России уже есть проекты строительства судов , где в качестве топлива будет использоваться метанол. Кроме того, говорят и о намерениях использовать его на ж/д локомотивах, добавила она.