
Мир потихоньку начинает оценивать масштаб санкций против «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти» и «Роснефти». Оказалось, что российские компании – это не Иран или Венесуэла, им принадлежат НПЗ и АЗС по всему миру от Индии до американского Нью-Джерси, сообщает тг канал Энергополе.
Первым об этом открыто заявил главный исполнительный директор TotalEnergies Патрик Пуянне. Он отметил, что из-за санкций цены на нефть и нефтепродукты стали расти разными темпами. И если нефть сейчас стоит $65 за баррель, то дизель – около $95 за баррель. И эта разница будет увеличиваться по мере того, как НПЗ в Индии, Китае и Европе будут искать замену российской нефти и платить за дорожающую логистику.
«Я думаю, что рынок недооценивает последствия. Мы начинаем видеть реальное влияние последних российских санкций на рынок», - говорил П. Пуянне.
На днях государственные и частные НПЗ Индии стали закупать нефть по полной цене в Саудовской Аравии, Катаре, Ираке и США, а также на споте, чтобы не допустить остановку заводов, тогда как еще месяц назад «Роснефть» поставляла на эти заводы свое сырье с большими дисконтами.
Власти Болгарии признали, что после санкций в отношении «ЛУКОЙЛа» страна осталась без бензина и дизеля, поскольку российская компания контролировала крупнейший НПЗ в Юго-Восточной Европе в Бургасе мощность 195 тыс. б/с. По данным председатель агентства по государственным резервам Асена Асенова, запасов бензина в Болгарии хватит примерно на 35 дней, а дизельного топлива —на 50 дней. Теперь Болгария стоит на пороге национализации завода.
В соседней Румынии власти думают о национализации НПЗ Petrotel мощностью 50 тыс. б/с и сети АЗС, принадлежащих «ЛУКОЙЛу», хотя рассматривают это как крайнюю меру.
Стратегический НПЗ в Сербии NIS и крупнейшая на юге сеть АЗС принадлежит «Газпром нефти». После неудачных попыток вывести их из-под санкций США, Сербия начала сталкиваться с дефицитом топлива. Сейчас власти страны ведут переговоры с США о возможности выкупа этого актива у российской компании.
Сицилийский НПЗ ISAB, которому «ЛУКОЙЛ» до сих пор поставлял нефть, рискует остаться без сырья, а сеть из 50 АЗС «ЛУКОЙЛа» на юге Италии – без топлива.
В Финляндии на крупнейшей в стране сети АЗС Teboil, принадлежащей «ЛУКОЙЛу», стал заканчиваться бензин и дизель. Между тем Teboil контролирует 19% розничного рынка Финляндии.
Молдавия хочет национализировать топливное хранилище в аэропорту Кишинева, принадлежащем «ЛУКОЙЛу», поскольку есть риски остаться без авиакеросина. Что делать с сетью АЗС «ЛУКОЙЛа», занимающей 20% местного рынка, власти Молдавии пока не знают.
В конце концов «ЛУКОЙЛу» принадлежит даже сеть из 200 АЗС в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Пенсильвании, которые пока продолжают работать. «Идея в том, чтобы причинить максимум боли Путину, но не американским автомобилистам», — признал президент консалтинговой компании Rapidan Energy Advisors.
Власти Германии добились исключения из санкций для немецких НПЗ «Роснефти» до конца апреля 2026 года, тем не менее в стране снова поднимается вопрос о национализации этих активов. Все 4 немецких НПЗ «Роснефти» уже находятся под внешним управлением Германии, но все попытки их продать не принесли результатов из-за низкой рентабельности и сложности организации поставок сырья.
Одновременно выясняется, что «ЛУКОЙЛу» принадлежали доли в крупнейших нефтедобывающих проектах Казахстана и в нефтепроводе КТК, которые обеспечивали поставки нефти в Германию и другие страны Восточной Европы.
В Ираке «ЛУКОЙЛ»» объявил форс-мажор на крупнейшем месторождении «Западная Курна-2», обеспечивающем 10% добычи нефти в стране. Две государственные компании взяли на себя управление месторождением, чтобы гарантировать продолжение добычи, но все иностранные специалисты уже выведены из проекта.
Покупать российские активы после истории со срывом сделки между «ЛУКОЙЛом» и Gunvor вряд ли кто-то захочет, а национализация заводов и АЗС не решает главного вопроса – поставок нефти и рентабельности переработки.
