нефтьдоход

По итогам января–июля нефтегазовые доходы (НГД) федерального бюджета обвалились в 1,7 раза к тому же периоду прошлого года и составили около 4,2 трлн руб.

Недобор фиксируется и по сравнению с тем базовым уровнем НГД, который рассчитывал получить Минфин, – недобор, как можно судить по обнародованным данным, достигает сейчас 400 млрд руб.

Казне не помогли ни рост нефтяных цен, ни слабеющий рубль, который на минувшей неделе продолжил стремительное падение. Эксперты задаются вопросом о том, куда утекают нефтедоллары и не пора ли менять бюджетное правило.

Рубль продолжил стремительное падение по отношению к доллару, потеряв за минувшую неделю сразу около 4%. А за весь период с начала года рубль подешевел уже примерно на треть. Если этот год начинался со значений 71–72 руб. за 1 долл., то теперь курс достигает 95–96 руб. за 1 долл.

Стоимость нефти марки Brent на минувшей неделе поднялась выше 86 долл. за баррель впервые с 17 апреля, следовало из данных торгов. При этом крупнейшие экспортеры продолжают поддерживать стабильность нефтяного рынка. Так, в конце минувшей недели Мониторинговый комитет ОПЕК+ выразил признательность Саудовской Аравии за продление в сентябре добровольного сокращения добычи нефти на 1 млн барр. в сутки, России – за добровольное сокращение экспорта на 300 тыс. барр. в сутки.

«Россия полностью привержена тем договоренностям, которые достигнуты в целом в рамках ОПЕК+», – подтвердил вице-премьер Александр Новак. Он уточнил, что мировой рынок нефти стабилен и котировки находятся сейчас на приемлемом уровне: благодаря действиям ОПЕК+, в том числе России, обеспечивается баланс спроса и предложения.

Более того, как писала «НГ», цена российской нефти марки Urals уже преодолела тот потолок, который был установлен для нее западными странами.

Однако ни дорожающая нефть, ни обвал рубля казне особо не помогли. Как сообщают авторы аналитического Telegram-канала MMI (участник макроэкономических опросов Центробанка), «даже при столь сокрушительном обвале рубля недобор НГД сохраняется».

«Где все эти нефтедоллары?» – задались вопросом авторы канала, проанализировав отчет Минфина, согласно которому «отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема… по итогам июля 2023 года составило минус 32,7 млрд руб.». То есть речь идет о недоборе. Примерно такие же цифры со знаком минус появлялись в отчетах и по итогам июня, мая, апреля, а также января.

«Рублевая цена нефти в июле выросла на 28% год к году. Но налоги с нефти – налог на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина, налог на дополнительный доход от добычи (НДД) – упали на 12,4% год к году. Выигрывая на цене, теряем на объемах», – описывает ситуацию MMI.

Есть и более внушительные цифры. Напомним, сейчас в стране действует переходный вариант нового бюджетного правила. Минфин определяет сырьевые сверхдоходы бюджета, ориентируясь теперь не на стоимость барреля нефти Urals (раньше отсечение начиналось с 40 долл. за баррель в ценах 2017 года), а на прогнозный объем базовых нефтегазовых доходов. Для периода 2023–2025 годов он зафиксирован на уровне 8 трлн руб. в год.

Все, что будет получено сверх этого, пойдет, как ранее выражался глава Минфина Антон Силуанов, «в кубышку», то есть в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Причем при формировании бюджета на трехлетку Минфин исходил из того, что у него действительно появится нефтегазовый жирок – в 2023 году в размере дополнительных почти 940 млрд руб.

Жирок, однако, пока не прощупывается. Наоборот, если брать данные за январь–июль, то казна получила меньше, чем даже базовый объем – тот лимит, выше которого доходы становятся сверхдоходами, а ниже которого можно говорить о недополученных средствах.

Итак, как следует из свежей статистики, которую выложил в конце минувшей недели Минфин, в июле НГД составили около 811 млрд руб., превысив прошлогодний показатель на 5%. Это больше, чем заложенный Минфином на июль базовый объем НГД: речь идет о дополнительных почти 158 млрд руб.

Но совокупно за январь–июль НГД составили около 4,2 трлн руб., обвалившись в 1,7 раза по сравнению с тем же периодом 2022 года. При том что базовый объем НГД должен был составить в январе–июле около 4,6 трлн руб., то есть казна недополучила 400 млрд руб.

«Несмотря на рост цен на нефть и ослабление курса рубля, нефтегазовые доходы федерального бюджета в июле 2023 года оказались слабыми. Так, НГД в июле составили 811 млрд руб. при среднем курсе 90,5 руб. за доллар и цене нефти Urals 64,4 долл. за баррель по сравнению с доходами 771 млрд руб. в июле 2022 года, когда курс рубля был 58,2 руб., а нефть Urals стоила 78,4 долл. за баррель. Рост НГД в июле на 260 млрд руб. по сравнению со средними доходами в мае-июне был связан с квартальной уплатой НДД на 295 млрд руб. Значит, в августе будет просадка в доходах, так как следующая выплата ожидается в октябре», – комментирует аналитик компании «Финам» Александр Потавин. 

При этом решение – выходить на рынок для закупки в «кубышку» иностранной валюты или нет – Минфин принимает исходя из базового месячного объема НГД. И пока Минфин ожидает получить в августе в бюджет 73,2 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов. При этом ведомство сообщило, что в период с 7 августа по 6 сентября оно направит на покупку иностранной валюты и золота 40,5 млрд руб. Ежедневный объем покупки иностранной валюты и золота составит в эквиваленте 1,8 млрд руб.

«Однако данная сумма операций по покупке полностью перекрывается ежедневными суммами продажи валюты, которые с 1 августа проводит ЦБ РФ (зеркалирование инвестиций из ФНБ в разрешенные финансовые инструменты), объем которых до 31 января определен в сумме 2,3 млрд руб. в день. То есть результирующий эффект от этих операций на валютном рынке будет иметь нейтральный характер с небольшим перевесом в пользу продажи валюты», – говорит Потавин.

Но, по его словам, очевидно, что «чем выше будет подниматься курс доллара, тем на большую сумму Минфин должен покупать иностранной валюты». «Это будет самоподдерживающийся процесс по девальвации рубля, в котором финансовые власти пока заинтересованы», – полагает эксперт.

С учетом данных о недоборе нефтегазовых доходов и новых рисков для рубля аналитики MMI сделали вывод, что «бюджетное правило нельзя отменять, но признать ошибку и исправить формулу было бы правильно».

«Сама суть бюджетного правила – откладывать при высоком уровне поступлений и использовать накопленное при низком – остается важной и с точки зрения бюджетной конструкции, и с точки зрения сглаживания курсовых колебаний. Однако практика за последние почти 20 лет, с момента запуска этого механизма в 2004 году, показывает, что изменения вносятся довольно регулярно, так как меняются внешние и внутренние условия. Можно ли считать, что действующие внешние ограничения на поставки российской нефти и вводимые Россией со своей стороны ограничения на экспорт опять изменили их достаточно сильно для того, чтобы вносить изменения сейчас, – вопрос дискуссионный», – рассуждает первый замгендиректора Центра стратегических разработок Борис Копейкин.

В пресс-службе Минфина прокомментировали сомнения по поводу бюджетного правила. Оно, как сообщили в ведомстве, «снижает неопределенность в экономике и создает большую макроэкономическую стабильность, в том числе содействует ценовой стабильности». По уточнению Минфина, «за время существования правила зарекомендовали себя как действенный механизм».