14 марта премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение, которым устанавливается список исключений для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути (СМП). 18 марта оно было опубликовано на сайте правительства. По недавно принятым поправкам в Кодекс торгового мореплавания перевозить грузы по СМП можно только на судах под российским флагом. Распоряжение разрешает до декабря 2021 г. включительно отгружать из порта Сабетта на Ямале СПГ на любые суда. Кроме того, для 28 кораблей (26 CПГ-танкеров и 2 конденсатовоза) запрет на перевозку СПГ не будет распространяться вплоть до конца 2043 г. Все эти суда построены или будут построены на зарубежных верфях.

«Новатэк» – единственный производитель СПГ в российской Арктике. Первый завод – «Ямал СПГ» в Сабетте мощностью 16,5 млн т в год уже построен. «Новатэк» намерен построить «Арктик СПГ – 2». Его проектная мощность – около 20 млн т в год. В 2014 г. для обеспечения вывоза сжиженного газа с «Ямал СПГ» на южнокорейской DSME было заказано 15 танкеров типа Yamalmax повышенного ледового класса. Стоимость заказа оценивалась в сумму более $5 млрд.

Получить заказ на танкеры для «Новатэка» хотела «Роснефть», строящая на Дальнем Востоке верфь «Звезда». «Новатэк» в конце прошлого года подписал со «Звездой» соглашение о резервировании мощностей для строительства 15 газовозов. Но условия, предлагаемые верфью, были бы не слишком комфортными. Расценки на производство судов «Звезды» выше аналогичных в Южной Корее или на других российских верфях, утверждают два заказчика таких судов. «Звезда» предлагала исполнить контракт примерно на 20% дороже рынка, говорит топ-менеджер компании, заказывающей суда на российских верфях.

Сейчас СПГ с Ямала доставляется двумя маршрутами. Большая часть продукции отправляется в Европу, где с танкеров Yamalmaх газ перегружается на суда с более низким ледовым классом, фрахт которых дешевле. Летом в порядке эксперимента несколько партий СПГ было доставлено в Китай напрямую через Берингов пролив. «Новатэк» рассчитывает к 2022 г. построить два перевалочных терминала: в Мурманской области (западный маршрут) и на Камчатке (восточный маршрут). Заявляемая мощность каждого из терминалов – около 20 млн т в год. Их ввод в эксплуатацию может существенно сократить транспортное плечо, на котором необходимо использовать танкеры повышенного ледового класса.

Указанного в распоряжении правительства флота может быть достаточно, чтобы вывезти из Арктики весь сжиженный газ, который смогут произвести «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ – 2», считают эксперты. «Как показывает опыт перевозок 2018 г., 15 судов Yamalmaх могут обеспечить перевозку с Ямала в западном направлении для перевалки в Хоннингсвоге (Норвегия) 31 млн т СПГ», – рассуждает директор консультационной компании «Гекон» Михаил Григорьев. При этом он уточняет, что при работе 30 судов в обоих направлениях можно будет вывозить до 37 млн т СПГ в год; а перевалка в Петропавловске-Камчатском также увеличит возможные объемы перевозок.

Перевалка на Камчатке сокращает срок прохождения восточного маршрута по сравнению с прямой доставкой в Китай вдвое, указывает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Для 20 млн т СПГ этим маршрутом «Новатэку» будет достаточно 15 танкеров Yamalmax. С учетом распоряжения правительства и нового танкера «Совкомфлота» в наличии у компании будет 20 таких судов. А всех указанных в распоряжении кораблей хватит, чтобы вывезти весь СПГ с двух заводов в Арктике, продолжает Бурмистров. «Фактически если «Новатэку» и придется заказывать новые СПГ-танкеры на «Звезде», то речь пойдет уже о вывозе сжиженного газа со следующих проектов компании», – предполагает он.

С учетом строительства терминалов на Камчатке и в Мурманске «Новатэку» может хватить и 15–20 танкеров, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.

Представитель «Роснефти» от комментариев отказался. Его коллега из «Новатэка» указывает, что исключение от правительства обеспечивает вывоз порядка 20% целевого грузопотока из 80 млн т, которые должны перевозиться по СМП к 2024 г. «Мы не планируем изменений в количестве судов, строительство которых предполагается осуществлять на «Звезде», – продолжает он. – Стратегия «Новатэка» предусматривает производство 57 млн т СПГ к 2030 г., поэтому объемы заказов на флот будут только возрастать».

«Соглашение «Новатэка» и «Звезды» носит юридически обязывающий характер», – говорит собеседник «Ведомостей», знакомый с условиями соглашения. По его словам, предполагается, что «Новатэк» будет после окончания срока службы иностранных судов выводить их из эксплуатации, а взамен получать российские суда. «Сроки, прописанные в распоряжении правительства, это учитывают», – знает он.