Ввод нового ГОСТа для дорожных битумов с 1 сентября 2016 года может привести к его серьезному дефициту. Об этом пишет «Интерфакс», ссылаясь на протокол выездного совещания, проведенного Минэнерго в Санкт Петербурге в апреле текущего года. Во встрече принимали участие крупные нефтяные компании.
В документе отмечается, что российские нефтеперерабатывающие заводы не готовы к производству дорожного битума по новым стандартам. ГОСТ 33133-2014 был утвержден Евразийской экономической комиссией в конце декабря прошлого года. Выпуск битумов по новому стандарту является добровольным. Тем не менее соответствие ГОСТу может стать условием для участия в тендерах на поставки битума, которые проводят «Росавтодор» и «Автодор».
На совещании компании обсуждали целесообразность введения новых требований, а также обращали внимание на отсутствие переходного периода, во время которого можно было бы провести модернизацию производств для выпуска битума по новым стандартам.
В «Роснефти» сочли, что «новый стандарт предъявляет завышенные требования к качеству нефтяного дорожного битума, которые не имеют отношения к безопасности дорог». Компания предложила сохранить в перечне стандартов оба ГОСТа.
Представители «Башнефти», в свою очередь, предлагают оценить технические возможности перехода на новый ГОСТ с учетом окупаемости затрат и сроков модернизации нынешних производств, а также не самой благоприятной конъюнктуры рынка. В компании отметили, что переходный период, в течение которого могут действовать оба стандарта, мог бы быть установлен до начала 2018 года.
В ходе совещания в ЛУКОЙЛе сообщили, что компания остановила производство битума по старому ГОСТу на «Пермнефтеоргсинтезе» и рассматривает возможность организовать выпуск продукта по новому стандарту на других заводах. В «Газпром нефти» рассказали, что производство битума по новому ГОСТу начнется только в первом квартале 2017 года на «Омском НПЗ». Возможность выпуска на Московском НПЗ и «Славнефть-ЯНОС» пока только прорабатывается.
В Минэнерго подсчитали, что компаниям необходимо не менее 2,5 млрд руб. для модернизации битумных производств. При этом в материалах ведомства отмечается, что «низкая экономическая привлекательность реализации проектов модернизации битумного производства» и сокращение возможностей по доставке и отгрузке битума «наиболее вероятно приведет к изменению корзины нефтепереработки и остановке битумных производств».
Источник, знакомый с ходом совещания, сообщил «Интерфаксу», что в настоящий момент возможность производить битум по новому стандарту есть у Новошахтинского НПЗ. В 2014 году предприятие построило битумную установку и теперь пытается обеспечить ее загрузку. Агентство отмечает, что завод входит в некоммерческое партнерство «Росбитум», которое активно лоббировало введение нового ГОСТа.
По результатам совещания Минэнерго предложило еще раз обратиться в Минтранс, чтобы ведомство проанализировало объемы спроса на битум, в том числе по новому ГОСТу, и рассмотрело возможность использования двух стандартов.
В распоряжении «Интерфакса» есть письма ФАС и Минэкономразвития России, которые также не поддерживают инициативу Минтранса, отмечает РБК. ФАС поддерживает идею об использовании обоих ГОСТов. В Минэкономразвития считают, что необходимость модернизировать НПЗ несет риски необоснованных и значительных издержек.