Рост издержек и снижение силы продавца российских экспортеров негативно влияют на реализацию экспортного потенциала в условиях трансформации рынков, заявил на форуме Группы CREON «Уголь» Евгений Грачев, директор Центра ценовых индексов.
Разница в ценах при поставках российского угля на рынки Китая, Индии и Юго-Восточной Азии может быть очень существенной.
Экспортные цены на металлургический уголь снижались в 2024-2025 гг., исключение составил июль-август 2025 г., когда прирост цен достиг 20-25%.
Фактический импорт коксующегося угля в КНР увеличился с 55 млн тонн в 2021 г. до 122 млн тонн в 2024 г. Объёмы импорта коксующегося угля в Китай опережали потребность в 2022-2024 гг., но за 7 месяцев 2025 г. данная тенденция изменилась.
Если в 2021 г. общая доля Монголии и России в импорте коксующегося угля в КНР составляла 46%, то сейчас эта доля достигает 75-80%.
Объемы экспорта угля из России стали более чувствительны к валютному курсу, логистическим затратам и экспортным ценам на конечных рынках.
Издержки на производство обогащенного коксующегося угля в Австралии выросли с $63 за тонну в 2019 г. до $124 за тонну в 2024 г. на базисе FOB порта штата Квинсленд. Рост австралийской налоговой нагрузки в 3 раза за 5 лет вынуждает сворачивать проекты даже флагманов угольной отрасли Австралии.
Индия снижает долю твердого коксующегося угля (HCC) в шихте для производства кокса и увеличивает долю полутвердого и полумягкого угля (SHCC, SSCC).
У Индии нет собственной ресурсной базы по высококалорийным углям, часть ТЭС работают только на импортном высококалорийном угле.
Потенциал роста экспорта коксующегося угля из России сохраняется, но пока его сложно реализовать, сообщается в телеграм-канале CREON Conferences.