смп  

Растущий грузооборот, развитие береговой инфраструктуры, нехватка ледоколов и специалистов, точная электронная картография. Участники «Дня Арктики» в Санкт-Петербурге раскрыли проблемы освоения Северного морского пути – стратегической для страны транспортной магистрали. К 2030 году она должна обеспечить транспортировку из Европы в Азию и обратно до 160 млн т грузов. Сегодня этот показатель вчетверо меньше. Кроме того, дальнейшее освоение транспортной магистрали сталкивается с объективными сложностями, связанными как с необходимостью развития инфраструктурных проектов, строительства новых ледоколов, картографическим обеспечением, так и погодными условиями. По словам директора Дирекции Северного морского пути (СМП) Вячеслава Рукши, за последние 5-7 лет, несмотря на прогнозы синоптиков, льда в Арктике меньше не стало.

На мероприятии, направленном на обмен опытом основных участников и бизнес-партнеров освоения СМП, встретились госкорпорация «Росатом» и дочерняя структура «Атомфлот», «Совкомфлот» – крупнейшая судоходная компания России,  мировой лидер в области морской транспортировки сжиженного газа, сырой нефти и нефтепродуктов, а также крупнейшие сырьевые компании «НОВАТЭК» и «Норникель». Для всех них проблема одна – возможность беспрепятственного, круглогодичного судоходства по всей трасе арктического маршрута.

По словам вице-премьера правительства Юрия Трутнева, вся российская Арктика стала особой экономической зоной. Все, кто готов инвестировать в развитие своего бизнеса на арктической территории не менее миллиона рублей, получают пакет государственных преференций. «Сегодня преференциальными режимами Арктической зоны воспользовались 128 резидентов с общим объемом заявленных инвестиций более 300 млрд руб. Динамика новых заявлений достаточно высокая», – добавил он.

Глава «Росатома» Алексей Лихачев отмечает, что к 2030 году СМП должен стать «комфортным международным логистическим маршрутом». При этом сделать это при максимально ответственных подходах к сохранению экологии можно только совместными усилиями, пишет НГ.

Для этого на первом этапе необходимо создать базовые условия для развития инфраструктуры СМП и прибрежных территорий. Планируется, что в рамках работы по улучшению инфраструктуры будут реконструированы ряд объектов в портах Певек, Сабетта, а также аэропортовые комплексы на Чукотке, в Якутии и в Ненецком автономном округе. Основная цель на этот период – достигнуть показатель по грузообороту в 80 млн т в год и довести суммарную мощность морских портов СМП до 83 млн т.  Кроме того, до 2024 года будут введены в строй ряд гидрографических, лоцмейстерских и спасательных судов, необходимых для обеспечения судоходства на СМП.

На втором этапе, до 2030 года, на основе проектов предыдущего этапа будет организовано круглогодичное судоходство на всей акватории СМП. Ожидается, что к этому времени грузопоток достигнет 110 млн т, а мощность портов – 115 млн т. К этому моменту должно завершиться строительство головного ледокола проекта 10510 и серии из 5 ледоколов проекта 22220.

Как это ни парадоксально, несмотря на заявления о климатических изменениях, потепление и исчезновение льда, последнего в регионе меньше не становится. Этот момент подчеркивает и замруководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев: «Лед тает, но это не означает, что он исчезнет полностью». Сегодня вопросами проводки судов занимаются пять ледоколов: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач» и «Арктика». Последнее сверхмощное судно – проекта 22220, принято в прошлом году в строй.

«Арктика» оснащена двухреакторной энергетической установкой «РИТМ-200». Ледокол считается самым мощным в мире. Он способен проложить 54-метровый канал в льдах толщиной в три метра. Это позволяет проводить танкеры водоизмещением свыше 100 тыс. т. Всего планируется построить 5 таких ледоколов. Однако, как отмечает Вячеслав Рукша, при существующем темпе ввода в строй – одно судно в два года – для выполнения планов повышения грузооборота на СМП (к 2024 году до 80, к 2030 году до 110, а к 2035 году до 160 млн т) требуется ускорить процесс обновления атомного ледокольного флота.

Последний момент подчеркивает и зампред правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов. По его словам, рентабельной скоростью движения на СМП в ледовой обстановке считается скорость в 8 узлов. «В этом году состоялась первая в истории арктической навигации сверхпоздняя проводка. Атомоход «50 лет Победы» взял под проводку газовоз «Кристоф де Маржери» в районе мыса Дежнева и провел его через всю акваторию Северного морского пути за 12 дней – 11 из них судно шло при помощи ледокола», – рассказал Амбросов.

Еще одна проблема – отсутствие всеобъемлющей электронной картографии региона. Ее не решает даже спутниковая информация, и при отклонении с маршрута выше 76 широты вынужденно используются бумажные навигационные карты. Согласитесь, что данная ситуация в ХХI веке выглядит странной. «Мы испытываем дефицит в ледокольной мощностях, электронной картографии, спутниковом обеспечении навигации. Мы готовы инвестировать средства в развитие этих направлений», – резюмировал Евгений Амбросов.

Об аналогичных планах сообщил и вице-президент-руководитель блока стратегии и управления стратегическими проектами, логистики и ресурсного обеспечения ПАО ГМК «Норильский никель» Сергей Дубовицкий. Компания планирует выделить до 2 трлн в ближайшие несколько лет.

Севморпуть – кратчайший транспортный коридор между Европой и Азией. Так, расстояние от порта Мурманск до портов Японии через Северный морской путь составляет около 6 тыс. миль, а через Суэцкий канал – более 12 тыс. миль. Соответственно, длительность транзита составляет, в зависимости от метеоусловий и ледовой обстановки, ориентировочно 18 и 37 дней соответственно. Для России это не только получение выгоды от транзита грузов, доступ к месторождениям газа, нефти и других полезных ископаемых, но и решение социальных вопросов. Привлечение инвестиций в Арктику будет способствовать созданию новых рабочих мест, повышению макроэкономических и социальных показателей региона.

Осенью 2020 года правительство объявило о планах поддержать шесть крупных проектов в регионе, общая сумма инвестиций в которые достигнет более 200 млрд руб. Они позволят создать 4,5 тыс. новых рабочих мест. Эти проекты будут предполагать создание инфраструктуры для добычи редких видов сырья, а также расширения рыбной ловли, сооружения необходимой морской и береговой инфраструктуры. 

Контракт на строительство ледокола класса Icebreaker 7 получит турецкая компания "Сефине Денизджилик Терсанеджилик Туризм Санайи ве тиджарет А.Ш.". Она оказалась единственной, кто подал заявку на участие в тендере Росморречфлота. Стоимость контракта составила 13,3 миллиардов рублей.