Помощник премьер-министра и бывший руководитель антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев предложил правительству временно ограничить экспорт «отдельных нефтепродуктов и их компонентов». Предложение содержится в письме чиновника от 25 марта, которое он направил вице-премьеру Александру Новаку (копия есть, подлинность документа подтвердил человек, близкий к правительству).
Такая мера позволит защитить внутренний рынок и обеспечить граждан необходимым количеством бензина, следует из письма. Артемьев пишет, что доложил об этом и других предложениях по стабилизации цен на бензин премьеру Михаилу Мишустину и его первому заму Андрею Белоусову.
Правительство обсуждает возможное ограничение экспорта бензина уже несколько недель, говорит человек, близкий к правительству. Например, этот вопрос поднимался пару недель назад на совещании у Новака, подтвердил глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Представитель Новака отказался от комментариев, его коллега из Минэнерго назвал ситуацию на топливном рынке стабильной. VTimes направили запрос в правительство и представителю Белоусова.
Сколько бензина продается за рубеж
В 2020 г., по данным Минэнерго, российские компании произвели 38,4 млн тонн бензина, и, по данным ФТС, большую часть они продали на внутреннем рынке, отправив на экспорт всего 15% (5,8 млн тонн). Исторически большую часть бензина компании поставляют на внутренний рынок, в прошлом году экспорт вырос на 12,4%. Доходы от экспорта на фоне снижения цен на нефть и нефтепродукты из-за пандемии снизились почти на четверть до $2,2 млрд.
Зачем ограничивать экспорт
За первые два месяца розничные цены на бензин в России выросли на 2,3–2,8%, а в Уральском и Северном федеральных округах — на 4,1%, что кратно превышает расчетный уровень инфляции, пишет Артемьев в письме. Цены на АЗС выросли вслед за оптовыми, которые в декабре 2020 года — марте 2021 года подскочили на 18,8%, объясняет он. Оптовые цены, в свою очередь, выросли из-за увеличения акцизов на бензины класса Евро 5, роста цен на нефть и нефтепродукты, а также снижения производства и объемов продаж на биржевых торгах, указывает бывший глава ФАС.
Правительство уже вмешалось в ситуацию и в феврале увеличило минимальный объем продаж бензина на бирже с 10% до 11% от производства. Но это не повлияло на ценовую ситуацию, пишет Артемьев. При этом подавляющая часть независимых АЗС покупает бензин именно на биржевых торгах; кроме того, биржа играет важную роль в снабжении Крыма и Дальнего Востока, объясняет чиновник. Он опасается, что цены на АЗС продолжат расти выше инфляции из-за ожидаемых ремонтов на НПЗ весной. Чтобы этого не допустить, чиновник предложил правительству срочно, до середины апреля, принять дополнительные меры:
- еще повысить минимальные продажи бензина на бирже — до 15% для всех нефтяных компаний;
- ограничить экспорт.
15% — пороговый объем, при снижении которого, по подсчетам ФАС, цены начинают расти, объясняет чиновник. Правда, в 2020 г. порог вырос до 19%, но, если обязать компании поставлять столько бензина на биржу, им может не хватить топлива для снабжения собственных заправок. Необязательно увеличивать объем продаж на весь год, можно только в сезоны повышенного спроса — весной и осенью, предлагает Артемьев.
Увеличить продажи на бирже до 15% просил и Российский топливный союз, правительство рассматривает такую возможность, сообщали в аппарате Новака в конце марта.
Увеличить продажи на бирже можно в том числе за счет ограничения экспорта, говорит Аркуша. По его словам, сейчас каждую неделю экспортируется порядка 70 000–80 000 тонн товарного бензина и на Санкт-Петербургскую биржу можно перенаправить как минимум 10 000 тонн в торговую сессию. Это позволит увеличить предложение и снизить оптовые цены, объясняет он. Компании могут договориться с правительством устно, либо их могут принудить — в том числе повысив экспортные пошлины на бензин и на нафту (сырье для бензинов), — объясняет эксперт. Во время топливного кризиса 2018 г. правительство уже пугало нефтяников экспортными пошлинами на нефтепродукты, призывая сдерживать цены.
Остановит ли запрет рост цен
«Ограничения на экспорт приведут не к снижению цен поставок топлива, а к снижению его производства из-за существенного снижения маржи переработки нефти, которая уже сейчас находится в околонулевых значениях», — сказал сотрудник крупной нефтяной компании. Т.е. эта мера прямо противоречит стоящим задачам, объясняет он.
Дополнительных мер для стабилизации топливного рынка сейчас не нужно, достаточно будет майской корректировки демпфера, считает собеседник. Оптовые цены на внутреннем рынке снизятся, и соотношение оптовых и розничных цен вернется к нормальному значению.
Другой источник, близкий к аппарату Новака, говорит, что правительство уже сделало главный системный шаг для стабилизации цен, а именно решило в мае изменить так называемую демпферную надбавку. В результате уже в следующем году нефтяники смогут получить из бюджета дополнительные 135 млрд рублей для сдерживания цен на топливо.
Сейчас внутренние цены с учетом действующей демпфирующей надбавки обеспечивают нормальную доходность для НПЗ, считает аналитик Reuters Максим Назаров. Цена экспортного паритета на 10 000 рублей на тонну выше, чем на внутреннем рынке, но демпфер за мартовские поставки автобензина составил почти 7000 рублей на тонну, а в апреле превысит 8000 рублей за тонну, объясняет он.
По словам эксперта, запрет экспорта бензина не означает, что автоматически вырастут предложения на внутреннем рынке и цены рухнут. Падение цен сделает невыгодным выпуск автобензина, и переработчики сократят его выпуск и уйдут в нафту, которую будут экспортировать. Если же запрет распространить и на нафту, за этим может последовать сокращение переработки, считает Назаров.
Компании производят ровно столько бензина, сколько требуется рынку и не больше, и таким образом удерживают цены на приемлемом для себя уровне. Пока дефицита на внутреннем рынке нет, и на экспорт нефтяники поставляют излишки производства. Но в случае запрета экспорта излишки исчезнут и каждый скачок спроса будет грозить дефицитом, предупреждает эксперт.