углерод

 Глобальный переход к чистой энергетике российские власти фактически не считают актуальной проблемой. Риски для нашей экономики из-за требований углеродной нейтральности не возникнут раньше 2035 года, считают в Минэнерго РФ. Поэтому форсировать модернизацию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) не планируется. Более важными задачами правительство называет газификацию территории России, переработку углеводородов и укрепление позиций на энергоносители. Но независимые экономисты считают, что для России начался трудный период конкуренции за место на сжимающихся рынках ископаемого топлива.

«Не надо спешить расставаться с углеводородами», – призывает глава российского Минэнерго Николай Шульгинов в интервью отраслевому журналу «Энергетическая политика». «Нужно понимать, что к 2035 году ни Европа, ни США полностью от углеводородов не избавятся и традиционные энергоресурсы продолжат играть значительную роль», – утверждает министр. При этом он признает, что «игнорировать энергопереход нельзя».

Перед российским ТЭК сейчас стоят важнейшие задачи – проведение газификации в регионах, развитие переработки нефти и газа, преодоление экономических последствий пандемии и занятие уверенных позиций на рынках новых энергоносителей, считает глава Минэнерго.

Иначе видят перспективу независимые экономисты. «Нет оснований ожидать роста спроса на углеводороды и цен на них. Нам предстоит конкурировать на «стоящих» (или сжимающихся) энергетических рынках в условиях экологической и технологической гонки – причем со странами, изначально находящимися в более благоприятных условиях», – утверждает Дмитрий Белоусов, руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). «Поэтому энергосырьевой сектор не будет точкой роста производительности труда и масштабного извлечения ренты», – считает экономист. Объемы мировых рынков нефти и особенно угля вероятнее всего сократятся, считают в ЦМАКП.

Однако российские чиновники собираются стимулировать добычу и экспорт угля в обозримой перспективе. «Мы планируем до 2035 года продолжать развивать угольную отрасль для полного удовлетворения потребностей в угле нашей экономики и наращивания его поставок на экспорт, прежде всего в страны Азиатско-Тихоокеанского региона», – говорит глава Минэнерго. При этом он указывает на совершенствование технологий сжигания угля в Китае. В КНР сейчас вводятся в эксплуатацию новые угольные станции с системами улавливания выбросов углекислого газа и с высоким КПД. В ближайшее время Китай не будет закрывать угольные станции, так как эти мощности должны окупиться, объясняет российский министр. Кроме того, растущий спрос на уголь в странах Юго-Восточной Азии создает благоприятные условия для наращивания поставок российского угля.

В субботу кабинет министров РФ сообщил об окончательном утверждении генеральных схем развития нефтяной и газовой отраслей до 2035 года, которые были представлены Минэнерго. Эти схемы содержат разные сценарии восстановления объемов добычи нефти и газа. Однако некоторые эксперты считают, что Россия уже прошла пик добычи нефти, который был достигнут в 2019 году. И поэтому о восстановлении добычи можно говорить лишь условно, пишет НГ.

Так, в новом официальном макроэкономическом прогнозе предполагается, что ограничения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+ могут быть сняты лишь во второй половине 2022 года.

Один из наиболее вероятных сценариев для нефтяной отрасли предполагает, что добыча нефти и газового конденсата достигнет 555–560 млн т в 2024 году и снизится до 490–555 млн т в 2035 году. Для сравнения: до начала пандемии в 2019 году в РФ было добыто 560,2 млн т нефти и газового конденсата. А в 2020 году объемы добычи снизились до 512–513 млн т.

По словам главы Минэнерго, Россия в целом готова к расширению производства водорода как перспективного топлива. Однако до сих пор нет ясности с экономическими обоснованиями подобных проектов. «Технологии производства водорода не новы, его может выпускать почти каждый нефтеперерабатывающий завод. Другое дело, что нужно прорабатывать вопросы широкомасштабного производства водорода, его хранения, транспортировки. Его производство можно развивать на основе природного газа или атомной энергии. В этом плане у России много возможностей для развития. Главное, мы не должны стоять на месте, надо развивать новые технологии. Перед нами стоит амбициозная задача – занять 20% рынка, и она не подлежит обсуждению», – объявил Шульгинов.

«Сейчас сложно сказать, как и по какой цене будет продаваться «голубой», «зеленый» водород, поскольку рынка как такового нет, он только формируется. При этом Россия планирует присутствовать на рынках всех видов водорода, чтобы закрыть все ниши», – обещает чиновик.

«Газпром» сообщил, что обсуждает строительство электростанции в Башкирии на смеси природного газа и водорода в партнерстве с немецким Siemens. Об этом проекте рассказал Денис Федоров, глава Газпромэнергохолдинга, управляющего энергетикой «Газпрома», сообщает Reuters. «Газпром» хочет построить пилотную генерирующую установку, которая будет использовать в том числе водородное топливо, на базе Ново-Салаватской ТЭЦ, для которой Siemens уже поставлял оборудование. Действующая электростанция затронута не будет.