Правительство предложило установить скидку к тарифу на транспортировку железнодорожным транспортом бензина, дизельного топлива и авиакеросина на Дальний Восток, а к тарифу на перевозку топлива, поставляемого на экспорт, ввести надбавку.

Предложенные меры должны применяться с учетом экономического эффекта для РЖД и нефтяных компаний, говорится в протоколе совещания 7 марта у вице-премьера Дмитрия Козака («Ведомости» ознакомились с копией протокола совещания, его достоверность подтвердил представитель Козака). Также перевозчикам топлива в восточном направлении может быть предоставлен приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре. Вице-премьер поручил ФАС, Минтрансу, Минэнерго и Минэкономразвития до 30 марта подготовить предложения по этим вопросам.

Цель этих мер – сделать поставки топлива в Дальневосточный федеральный округ (ДФО) выгодными для нефтеперерабатывающих заводов вне региона, создать там дополнительное предложение продукта и сбить оптовые цены на топливо в регионе, пояснил представитель Козака.

Минэнерго уже предлагало снизить стоимость поставок топлива в ДФО по железной дороге и рассчитывало экономический эффект от снижения тарифов на 50% и 30%, рассказал представитель ведомства (результаты анализа он не сообщил). Чтобы избежать выпадающих доходов РЖД, министерство предлагает пропорционально увеличить тарифы на западные направления.

Меры по снижению тарифов были инициированы ФАС, рассказал через представителя заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Это нужно, чтобы «усилить условия конкуренции с заводами, расположенными в ДФО», сказал Голомолзин.

Представители РЖД и Минэкономразвития отказались от комментариев. Нефтяные компании не ответили на запросы.

На Дальнем Востоке самые высокие цены на топливо среди регионов России. В среднем литр дизельного топлива в ДФО стоит более 49,5 руб. за литр (46 руб. в центральной России), бензин Аи-92 – около 43 руб. за литр (42 руб. в Центральном округе), рассказала эксперт центра энергетики московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко. Для ДФО характерен высокий разброс цен по региону: разница может достигать 16 руб. за литр, говорит она.

По данным Thomson Reuters Korters на 8 марта, 1 т авиакеросина на Дальнем Востоке стоит 67 033 руб., в то время как в Центральном округе – 59 555 руб.

В ДФО всего два нефтеперерабатывающий завода – Комсомольский (принадлежит «Роснефти») и Хабаровский (владелец – «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова), напоминает Грушевенко: «При этом если один из заводов выходит на ремонт, это создает дефицит топлива в регионе».

Нефтепродукты на Дальний Восток поставляют также заводы из других регионов, например Ангарский и Ачинские предприятия «Роснефти», Омский НПЗ «Газпром нефти». Около 25% топлива в ДФО завозится из Сибирского и Уральского федеральных округов, добавил представитель Минэнерго. Решить проблему с топливом в ДФО могло бы строительство в Приморском крае Восточной нефтехимической компании (ВНХК). Этот проект «Роснефти» обсуждается несколько лет, окончательного решения по нему пока нет. По мнению Грушевенко, возможность поставок нефтепродуктов из других регионов России вполне может помочь решить временные проблемы ДФО, но не будет панацеей.

Скидка к тарифу вряд ли повлияет на объемы поставок, оптовые и розничные цены на топливо, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Только жесткий государственный контроль за ценообразованием по всей цепочке поставок нефтепродуктов может позволить транслировать скидку на железнодорожные перевозки в розничную цену». При этом надбавки к тарифам на экспортные перевозки могут негативно повлиять на погрузку нефтеналивных грузов и планы РЖДпо ее увеличению, заключает эксперт.

У чиновников были и другие варианты решения проблемы с топливом для ДФО. Например, ФАС предлагала применить своповые схемы: экспортировать профицитное для России топливо на зарубежные рынки и импортировать дефицитное. «Россия может поставлять дизельное топливо в Европу, а замещать его поставками [бензина] из Кореи», – объяснял Голомолзин в 2013 г. Предложение не было реализовано.