В казахстанском городе Сарань 5 апреля было начато строительство совместного предприятия ПАО «Татнефть» (РТ) и группы «Аллюр» (Казахстан). Новый завод должны построить до 2022 года. При выходе на проектную мощность он будет производить 3 млн легковых шин в год.
По мнению аналитика «Фридом Финанс» Валерия Емельянова, 3 млн легковых и 500 тысяч цельнометаллокордных шин в год – это большой объем для стартового периода. По его словам, среди заводов, входящих в десятку крупнейших по производству, такие обороты в РФ имеет, например, Pirelli.
Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов считает, что 3 млн шин – это стартовая мощность. «Мировые производители, мощности которых сосредоточены в Китае, могут выпускать свыше 18 млн шин разного качества в год. Поэтому 3 млн шин – это, скорее, стартовая мощность, которая постепенно, по мере завоевывания рынка, будет наращиваться. Возможно, в дальнейшем предприятие будет больше концентрироваться на развитии производства ЦМК-шин, поскольку срок их службы гораздо больше, цена при этом существенно выше, что дает повышенную маржинальность», — сказал Антонов.
Инвестиции в проект составят 284 млн долларов. Строительство завода планируют завершить в 2022 году. При выходе на мощность он будет производить 3 млн легковых шин и 500 тысяч цельнометаллокордных шин. Ожидается, что к 2025 году на производстве будет работать 1,1 тыс. человек.
В пресс-службе президента РТ сообщили, что порядка 60% продукции завода будет поставляться на внутренней рынок Казахстана, остальное – на экспорт, пишет РБК.
Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов считает, что основными клиентами завода, помимо Казахстана, могут стать другие члены бывшего Таможенного Союза: Беларусь, Армения, Киргизия. «Наверняка со временем подтянутся и другие постсоветские страны в Средней Азии, Закавказье и, возможно, Украина. Россия – самый емкий рынок на территории ЕАЭС и СНГ, но и самый конкурентный. Нынешний лидер производства – «Нижнекамскшина» – занимает менее 17% объема внутри РФ, в штуках это около 7,5 млн. Топ-6 брендов по объему выпуска (включая также Nokian, Кордиант, Michelin, Pirelli и Yokohama) держат примерно 60% рынка. Остальные 40% распределены между десятками местных и иностранных компаний, у каждой из которых не более 5% рынка», — сказал Емельянов.
По его мнению, чтобы новый завод сумел потеснить многочисленных конкурентов, придется искать не просто страны, а отдельные города и регионы, куда можно зайти с продукцией. «Если план будет реализован, и «Татнефть» с «Аллюром» будут в год отгружать не менее 3,5 млн шин, то они могут рассчитывать примерно на 6% совокупного рынка ЕАЭС и порядка 3% рынка РФ», — сказал Емельянов.
Главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов считает, что у завода есть перспективы для сбыта продукции, как на внутреннем рынке Казахстана, так и на соседних – в странах СНГ и Ближнего Востока. «Расположение завода в данном случае, вероятно, выбрано неслучайно. Российский рынок для этого предприятия, полагаю, будет малоинтересен, так как в данной экономической ситуации он переживает заметный спад и никто из производителей расширять мощности сейчас не торопится. Наоборот, данные последних двух лет указывают на снижение», — сказал Антонов.
По данным Ассоциации производителей шин, в России действует 12 заводов по производству шин. Лидером по производственным мощностям является Michelin с показателем в 17,5 млн шин в год. На втором месте нижнекамский завод Kama Tyres (15 млн шин). На третьем – АО «Кординат» (9 млн шин).