роснефть

Нефтяная и газовая промышленность мира переживает кризис, вызванный падением цен на углеводородное сырье. Большинство крупнейших нефтяных компаний мира, так называемых мейджоров, сильно сократили инвестиции в развитие производства, что привело к снижению производственных показателей. В отличие от конкурентов «Роснефть» сохранила инвестиционную программу и все свои проекты по развитию производства.

В результате в первом полугодии 2016 года «Роснефть» единственная среди мировых мейджоров продемонстрировала рост ключевых производственных показателей. Некоторые российские аналитики высказывают мнение, что в условиях слабой конъюнктуры мирового рынка нефти это не имеет смысла. Однако именно в период кризиса можно значительно увеличить свою долю в международной торговле нефтью и нефтепродуктами. Это прекрасно понимают маркетологи и финансисты, поэтому результаты работы «Роснефти» получили одобрение аналитиков таких инвестиционных банков, как Goldman Sachs, Morgan Stanley и Citi.

Сравним динамику изменения добычи нефти и конденсата крупнейшими компаниями мира. Во II квартале 2016 года по сравнению с первым кварталом «Роснефть» увеличила добычу на 0,5%, тогда как ExxonMobil снизила добычу на 8,2%, Shell — на 2%, BP — на 13,7%, Statoil — на 1,1%, Chevron — на 5,2%. Соответственно доля «Роснефти» на мировом рынке выросла, а доля конкурентов сократилась. 

Драйвер роста добычи «Роснефти» — увеличение объемов бурения. При этом компания скрупулезно контролирует расходы, благодаря чему ее затраты на производство — самые низкие в отрасли. Таким образом, есть веские основания полагать, что по итогам года мы увидим еще более положительные результаты.

Если же говорить о более долгосрочной перспективе, то нынешние операционные показатели — отражение потенциала «Роснефти». Портфель ее проектов, как зрелых, так и гринфилдов, обладает очень существенным потенциалом роста (тот же «Юганскнефтегаз», разработка которого ведется уже более 50 лет, в перспективе трех-четырех лет планирует на 10% увеличить добычу). То есть компания уже сейчас работает на перспективу восстановления мирового рынка энергоносителей, в то время как конкуренты сокращают инвестиции и распродают активы. Как известно, инвестиционные циклы в ТЭКе — едва ли не самые длинные в глобальной экономике, поэтому стратегия менеджмента весьма дальновидная (еще одна тому демонстрация — акцент на добыче газа, выросшей год к году почти на 7%, данный вид топлива серьезно изменит «расстановку сил» в мировом энергетическом коктейле).

В условиях жесткой конкуренции на рынках именно доступ к рынкам сбыта обеспечивает успешную работу любой компании. С целью увеличения своего присутствия на мировой арене «Роснефть» реализует стратегию, направленную на установление долгосрочных партнерских отношений с крупнейшими импортерами нефти и нефтепродуктов.

В настоящее время наиболее привлекательным рынком сбыта является Азиатско-Тихоокеанский регион, так как там расположены точки роста мировой экономики и потребления энергоносителей. «Роснефть», которая является пионером «восточной диверсификации», за первое полугодие нарастила поставки нефти в АТР. При этом компания действует на перспективу: планомерно увеличивая отгрузки в Китай, «Роснефть» расширяет сотрудничество с Индией, энергетический аппетит которой по прогнозам уже в ближайшие годы будет сильнее китайского. 

Причем особенно важен интегральный характер сотрудничества с Дели. С одной стороны, партнерство в апстриме — во II квартале закрыта сделка по приобретению ONGC 15% акций в АО «Ванкорнефть» (идут переговоры об увеличении доли до 26% при сохранении контрольного пакета у «Роснефти»). С другой — в даунстриме: «Роснефть» и Essar серьезно продвинулись в переговорах по приобретению российской компанией доли в крупнейшем в Индии заводе Вадинар.

Расширяя присутствие на новых рынках, компания «не забывает» про традиционные регионы продаж энергоносителей: в рамках ПМЭФ 16 июня 2016 года «Роснефть» подписала договор с польской компанией PKN Orlen о продлении поставок нефти на НПЗ Чехии, что подтвердило стабильность экспорта на традиционном европейском рынке. Контракт продлен на три года с ежемесячным объемом поставок от 230 до 440 тыс. т.

Резюмируя, можно сказать, что «Роснефть» отчиталась, что называется, против рынка, пишут Известия. Компания продемонстрировала, что существенная волатильность в отрасли является в первую очередь уникальной возможностью для роста, и что самое главное — этой возможностью «Роснефть» может и будет пользоваться.