водородгаз

26 октября межведомственная рабочая группа по развитию в Российской Федерации водородной энергетики, которую возглавляет заместитель председателя правительства Александр Новак, одобрила доработанный проект соответствующей комплексной программы, которая будет определять становление отрасли до 2035 года.

Как ожидается, уже в ближайшее время, пройдя все необходимые процедуры согласования, эта программа будет утверждена. В нее войдут несколько документов стратегического планирования, которые существуют на сегодняшний день, в частности концепция развития водородной энергетики в РФ, план мероприятий ("дорожная карта"), а также соглашения с ключевыми компаниями – "Газпромом" и "Росатомом" – по развитию высокотехнологичных направлений.

В результате получится сбалансированный документ, подготовленный при участии большого количества экспертов.

Без водорода никуда

Параметры разработанной комплексной программы, а также различные другие аспекты развития российского и мирового водородного рынка обсуждались в Москве.

В мире водород рассматривается в качестве одного из потенциальных энергоносителей, способных обеспечить решение проблемы изменения климата и энергоперехода. Геополитика сыграла очень серьезную роль в дальнейшем "озеленении" экономик многих стран, что привело, в том числе к ускорению темпов развития водородной энергетики. Так, общий объем инвестиций в производство водорода, планируемых на горизонте до 2030 года, достигает $240 млрд, пишет itek.ru.

При этом уже приняты инвестиционные решения по проектам на сумму $22 млрд (их общее количество приближается к 700), некоторые из них вступили в стадию реализации. Рынок "серого" водорода сегодня составляет 90 млн т в год, а текущий объем производства низкоуглеродного Н2 – 40 тыс. т.

При этом, как свидетельствуют цифры последнего отчета Международного совета по водороду, будет нарастать дисбаланс между внутренним производством и потреблением водорода. Поэтому к 2030 году порядка 65 млн т водорода будет транспортироваться на дальние расстояния между странами. Это означает практически удвоение рынка только за счет международных поставок новых объемов водорода (и это будет в основном низкоуглеродный водород).

Есть ли место для России?

Каково место России на мировом рынке водорода? Это, действительно, большой вопрос. В правительстве исходят из цифры в 1 млн т в год, то есть около 2% от глобальных поставок. При более благоприятном сценарии стоит рассчитывать на долю рынка как минимум в 5–10%. Но при любом раскладе правительство обещает уделять большое внимание развитию водородной энергетики. И хотя в 2022 году произошло некоторое вынужденное "торможение" в области климатической повестки, в долгосрочном периоде данная тематика не уйдет на второй план и впоследствии актуализируется.

Стоит отметить, что Комплексная программа развития отрасли низкоуглеродной водородной энергетики в РФ до 2035 года изначально разрабатывалась с привлечением экспертизы со стороны игроков рынка. В ее разработке принимали участие 25 компаний разных направлений деятельности, от потенциальных производителей и потребителей водорода и до банковского сектора. Уже к началу 2022 года программа находилась в высокой степени готовности, но затем пришлось ее скорректировать с учетом сместившихся приоритетов и прочих реалий сегодняшнего дня.

В чем же заключается эта корректировка? Если ранее главными целями были экспорт водорода и завоевание достойных позиций на мировых энергетических рынках, то в текущей ситуации ставить себе такую амбициозную задачу было бы слишком оптимистично. Поэтому основными приоритетами должны стать развитие технологий и их поставка на экспорт в качестве конечного продукта.

Помимо фокуса на развитие отечественных технологий в программе сделан акцент на разработке национальной системы квалификации и сертификации водорода, а также на создание испытательных полигонов и серийное производство линейки промышленной продукции с использованием водорода.

 Разворот на Восток

На горизонте до 2035 года на дружественных РФ рынках сформируется спрос на водород объемом более 30 млн т в год. Как следствие, в этих странах будет серьезно увеличиваться потребность в технологических решениях, компонентах для оборудования и т. д. В этой связи ставка на наращивание в России технологического потенциала путем стимулирования НИОКР – совершенно логичный ход.

В нашей стране имеется довольно большой задел по развитию технологий производства, транспортировки, хранения и применения водорода. Многие из этих технологий находятся на стадии опытных образцов, многие уже воплощаются в пилотные проекты. По мере того как эти технологии будут отработаны, российский водород станет востребован как на внутреннем, так и на внешнем рынках. При этом наиболее перспективными странами – потребителями водорода (учитывая дефицит их энергетического баланса) являются Индия и Китай.

Индийское и китайское направления сотрудничества в правительстве называют приоритетными как в форматах БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), так и в рамках двухстороннего взаимодействия. Однако ключевым направлением станет партнерство со странами БРИКС и БРИКС+, для этого уже есть необходимые инструменты. Так, на базе Российского энергетического агентства (РЭА) функционирует платформа энергетических исследований стран БРИКС, и в ее рамках уже достигнуты договоренности с партнерами по этому международному объединению.

Безусловно, на горизонте до 2030 года российская водородная отрасль нуждается в поддержке со стороны государства, в первую очередь – в плане формирования внутреннего рынка. При этом крупные государственные и частные компании и институты развития способны разделить риски государства при реализации пилотных проектов и обеспечить их реальное масштабирование. Поддержка необходима и для развития отечественных технологий.