Цены на бензин с начала года в России практически не изменились, следует из данных Росстата. Сейчас литр АИ-95 в среднем по стране стоит 51,41 рубля. Дизель даже подешевел на 0,5 процента - до 58,2 рубля за литр.
"Российская газета" разобралась, что происходит на рынке моторного топлива и как чувствуют себя нефтеперерабатывающие заводы и автозаправки в условиях ценового "затишья".
В прошлом году цены на горючее вели себя по-разному. Бензин, к примеру, подорожал менее чем на один процент. А вот дизельное топливо подросло в цене гораздо серьезнее - примерно на 10 процентов. Производство горючего показывало примерно одинаковую динамику, причем положительную - по итогам 2022-го Россия нарастила выпуск бензина на 4,3 процента, дизеля - на 6 процентов, сообщил в середине января заместитель председателя правительства Александр Новак.
По мнению президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, АЗС себя чувствуют "очень хорошо". Итоги 2022 года для розничного рынка были очень позитивные, объясняет он.
"Действительно, не выросли розничные цены, но при этом надо отметить, что достаточно сильно снизились оптовые. И если 2021 год был для топливной розницы катастрофически убыточен, то 2022-й позволил не только закрыть убытки, но и обеспечить текущую нормальную доходность", - заключил представитель отрасли.
Как отметил Евгений Аркуша, с точки зрения ожиданий рынка в 2023 году, главное, чего бы хотелось, это "ничего не трогать". В России сейчас наблюдается рост производства, описывает он происходящее на рынке нефтепродуктов.
"Вводятся новые установки, и на этом фоне загрузка НПЗ не снижается, а даже увеличивается, скорее всего, на внутреннем рынке остаются и излишки нефти. Сейчас на НПЗ начинается период ремонтных работ. Интересно, что обычно в это время у нас наблюдается некий дефицит топлива на внутреннем рынке, а сейчас этого нет. Все стабильно, очень большие переходящие остатки. Если это состояние продлится, то никакие катастрофические моменты рынок не ожидают и затишьем перед бурей все это тоже назвать нельзя", - констатирует эксперт.
По данным Росстата, в феврале текущего года производство бензина в нашей стране увеличилось на 4,6 процента к тому же месяцу 2022-го, дизельного топлива - на 2,6 процента.
Что касается бензина, то сейчас Россия очень активно наращивает экспорт. При том, что с 5 февраля работает правило потолка цен для поставок за рубеж российских нефтепродуктов, в соответствии с которым определена цена в 100 долларов за баррель для бензина и дизтоплива и 45 долларов за баррель для нафты (легковоспламеняющаяся жидкая углеводородная смесь.) и темных нефтепродуктов. Несмотря на это, по экспертным оценкам, только за первые три месяца текущего года экспорт вырос почти на 40 процентов.
Как информирует Reuters, рост экспорта топлива в первом квартале 2023 года состоялся за счет увеличения поставок в страны Африки (на них пришлось около 812 тысяч тонн). Причем только в Нигерию было отправлено 488 тысяч тонн.
Если говорить об экспортных ценах на российские нефтепродукты, то они, как считают аналитики, начнут подбираться к предельным уровням только осенью. И хотя в начале апреля цены, исходя из данных ежемесячного отчета Международного энергетического агентства, выросли, но эта динамика была зафиксирована после того, как в первом квартале они упали на 24 процента - до 62,4 доллара за баррель.
Стоимость бензина, дизеля и газойля по-прежнему намного ниже предельного уровня в 100 долларов за мерную бочку, при этом нефть марки Urals торгуется выше собственного потолка в 60 долларов за баррель. Кроме того, все три продукта торгуются намного ниже их справедливой стоимости на европейских рынках, а ведь логистика нефтепродуктов намного сложнее, чем логистика нефти.
Единственной проблемой может стать мазут, вернее - его излишки. Дело в том, что раньше большое количество мазута Россия экспортировала в Соединенные Штаты, однако сейчас этот канал сбыта по вполне понятным причинам закрыт. Часть мазута уходит по новым каналам в страны Ближнего Востока - Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию.
Сама Россия потребляет в сутки порядка 90 миллионов тонн светлых нефтепродуктов, из которых 30 миллионов тонн приходится на дизель, еще 30 миллионов - на бензин и оставшиеся 30 миллионов - на авиакеросин и все остальное. При получении светлых нефтепродуктов образуется мазут, и если его некуда будет девать, то не исключено, что придется снижать их производство, а это может привести к некоторому росту цен на горючее.