Самый масштабный газотранспортный проект современности обеспечит России диверсификацию экспорта сырья, окажет синергетическое воздействие на развитие Восточной Сибири, а также позволит занять лидирующие в мире позиции по производству гелия.

Новый российский газотранспортный проект «Сила Сибири» обсуждали гораздо меньше, чем нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан или газопровод Сахалин—Владивосток. Но в нынешней ситуации этот проект самый громкий по своему геополитическому значению. Инвестиционное решение по «Силе Сибири» было готово в 2012 году, а уже 1 сентября этого года президент Владимир Путин дал старт строительству трубопровода, который выведет газ с месторождений Иркутской области и Якутии к Тихому океану.

«Новая газовая магистраль позволит существенно укрепить экономическое сотрудничество с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, и прежде всего с нашим ключевым партнером — Китаем», — объявил Владимир Путин на церемонии соединения первого звена трубы, которая станет основным экспортным каналом российского газа в Китай.

Диверсификация поставок природного газа в восточном направлении предусматривалась давно, но инвестиционные возможности для этого были ограничены. Однако из-за роста напряженности в отношениях России и Европы разработку газовых месторождений в Восточной Сибири пришлось форсировать.

Протяженность нового газопровода годовой мощностью 61 млрд кубометров составит около 4 тыс. км (не считая длины трубы Хабаровск—Владивосток, которая является частью действующей ГТС Сахалин—Владивосток; к ней и будет присоединена «Сила Сибири). Первая очередь от Чаяндинского месторождения до Благовещенска протяженностью более 2,2 тыс. км будет построена к 2018 году. Оттуда и начнутся поставки в Китай. Затем якутское месторождение соединят с иркутским Ковыктинским трубопроводом длиной более 700 км. И уже в дальней перспективе «Силу Сибири» соединят с ГТС Сахалин—Хабаровск—Владивосток, проложив еще более 1 тыс. км трубопровода.

Для оптимизации затрат «Силу Сибири» проведут вдоль действующего магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), что позволит оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение. В основе «Силы Сибири» — два «сердечника»: Чаяндинское месторождение в Якутии с запасами газа 1,2 трлн тонн и Ковыктинское в Иркутской области с запасами 1,5 трлн тонн.

Между тем за поставки газа в Китай по «Силе Сибири» уже обостряется и внутренняя конкуренция. На доступ к трубе претендуют «Роснефть», крупнейший независимый производитель газа «НоваТЭК» и «Сургутнефтегаз», пишет Эксперт.

«Еще будучи министром энергетики, лет двадцать назад, я пытался доказать, что любой производитель газа должен иметь доступ к экспортной инфраструктуре. Любой: частный, государственный, смешанный и даже иностранный, — говорит Юрий Шафраник. — Мы даже тогда вместе с премьер-министром Виктором Черномырдиным разработали законопроект, который уже одобрил Совет Федерации, но в последний момент президент наложил вето. С тех пор этот вопрос и остается нерешенным. А конкуренция — главнейшая задача, это даст огромный импульс развитию частных газовых компаний и, соответственно, их подрядчиков и смежников. При строительстве “Силы Сибири” необходимо допустить к нему частные компании, чтобы в столь трудных условиях за счет создания консорциума завершить проект в короткий срок. Тем более что частные компании показывают большую эффективность».

«“Роснефть” заявляет, что к 2020 году готова ежегодно поставлять для газопровода “Сила Сибири” около 16 миллиардов кубометров газа со своих восточных месторождений, — говорил ранее министр  энергетики России Александр Новак. — Но глава “Газпрома” Алексей Миллер уверен, что в проектируемой “Силе Сибири” нет места для газа независимых производителей. Трубопровод рассчитан только на поставки газа, законтрактованного “Газпромом” и китайской CNPC».

В долгосрочной же перспективе основной эффект от разработки Чаяндинского и Ковыктинского месторождений Россия получит не столько от экспорта газа, сколько от развития нефтехимии. Уникальность этих месторождений в том, что они очень богаты наиболее перспективными для промышленности этаном и гелием. Здесь содержится до 200 млн тонн этана, 73 млн тонн пропана, 44 млн тонн бутанов. Запасы гелия Ковыктинского месторождения оцениваются в 2,3 млрд кубометров, Чаяндинского — в 1,4 млрд.

Для выделения ценных компонентов «Газпром» построит в Амурской области газоперерабатывающий завод (начало строительства намечено на 2015 год, завершение — на 2025-й), где будут перерабатывать газ для выделения гелия и этана. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 620 млрд рублей.

Развитие газохимии в Восточной Сибири даст синергетический эффект, а по гелию и вовсе позволит получить мировое лидерство. Такой расклад вполне укладывается в рамки новой концепции развития Сибири и Дальнего Востока: замещение экспорта сырья на продукцию высоких переделов.

Фарес Кильзие, глава компании Creon Energy говорит: "в «Силе Сибири» места должно хватить всем.
— Такого рода мегапроекты, как «Сила Сибири» с ее ресурсной базой, как правило, не имеют прямой коммерческой окупаемости, разве что лет через тридцать и в основном за счет смежных эффектов при участии государства. Пока его следует рассматривать как большой инфраструктурный проект, имеющий важное геополитическое значение.

Связать газотранспортные системы, ориентированные на запад и на восток, разработать и вывести на проектную мощность два газовых месторождения, проложить в крайне трудных природных условиях газопровод — это задача государственного, а не коммерческого масштаба. И хотя для подобных проектов только умозрительный срок окупаемости тридцать лет — уже неплохо, куда важнее все-таки синергетический эффект от развития смежных производств. И первым делом это газохимия: возможности гелиевого экспорта, газохимическое производство в Амурской области, проекты по сжиженному газу, метанолу и прочее. Вот эти проекты, безусловно, будут окупаемы сами по себе.

Первый позитивный эффект можно получить от стимулирования конкуренции по сжиженному газу между российскими компаниями. «Газпрому» в точке «Силы Сибири» у Тихого океана логично будет достроить завод по производству сжиженного газа. Сейчас такие проекты имеют «НоваТЭК», «Роснефть». Но России как минимум шесть таких заводов необходимо, чтобы занять в мире долю рынка СПГ десять процентов. Чем больше СПГ, тем больше и экспортные возможности и выходы на все страны АТР, включая Японию, Индию, Китай, Вьетнам. СПГ — это мобильный газ: произвел и вези туда, где цена лучше.

Если «Сибур» будет делать из очищенного этана полиэтилен, то это будет один из самых конкурентоспособных проектов в мире. Основные производители — Саудовская Аравия и Европа — везут полиэтилен из этана морем, а у нас китайский рынок будет всего в нескольких сотнях километров по суше. Не исключено, что европейским производителям и переработчикам этана придется из-за этого даже закрывать производства или переориентироваться на другие ниши. При этом в России производство этилена в таких масштабах будет создано впервые.

Но главные лидирующие позиции на мировом рынке России позволит обеспечить разработка Ковыктинского месторождения и производство гелия. Не зря все пять крупнейших производителей гелия уже изъявили желание участвовать в этом проекте. Сейчас цену на этот дефицитный продукт определяют США, и Россия может подвинуть их на этом рынке как минимум в ближайшие десять лет. Очень не хотелось бы, чтобы санкционная политика подорвала эти планы.

Что же касается конкуренции, то я считаю, что допуск к экспорту в Китай по «Силе Сибири» позволит повысить эффективность в первую очередь самого «Газпрома». Сейчас «НоваТЭК», «Сургутнефтегаз» и «Роснефть» — вполне эффективные компании, и они могут предложить более конкурентные условия. «Газпрому» придется искать более дешевые пути к решению задач, в том числе инфраструктурных. Огорчает и то, что мегапроект замкнут на узкий круг исполнителей.

Желательно к строительству «Силы Сибири» допустить всех, кто преуспел в технологиях создания трубопроводных систем. Пока же такую привилегию, похоже, получат только «Стройгазконсалтинг», «Стройгазмонтаж» и «Стройгазпроект». Хотя четыре тысячи километров — это большое поле для маневра, и места должно хватить всем".