Ответ на вопрос, как регулировать российский рынок нефтепродуктов, наверное, является не менее сложным, чем ответ на вопрос о первичности курицы и яйца. И в ближайшей перспективе получение однозначного ответа не представляется возможным.
В первую очередь по причине того, что системным и фундаментальным анализом российского рынка никто не занимается. К сожалению, он стал заложником с одной стороны, неверно используемых принципов социальной справедливости, с другой – отрицательно действовавших ранее и продолжающих деструктивное воздействие иностранных теперь уже "недружественных" рынков.
На "ручнике"
Запрет экспорта товарных бензинов (равно как и дизельного топлива) – одна из мер ручного регулирования, с которым мы сталкиваемся не первый год. Рынок топлива находится под постоянным давлением иностранных котировок – с того момента, как мы начали использовать при расчете экспортную альтернативу – приведенную к месту производства стоимость аналогичного топлива на экспортных рынках – цена топлива стала стремиться к иностранным значениям цены. И все действия регуляторов с того периода связаны с созданием оптимальных условий для реализации топлива на внутреннем рынка в противовес экспортным поставкам.
Запрет экспорта нефтепродуктов оптимально показал свое значение в 2023 году, когда проблемы с доставкой топлива по железной дороге создали критические условия и были основной причиной локального дефицита во многих регионах Российской Федерации. Оперативный запрет экспорта позволил насытить внутренний рынок, снизить оптовые цены, обеспечить топливом потребителей, в том числе сельхозпроизводителей, и по сути – создать условия для сбора урожая и организации посева озимых культур.
Эффективность меры была проверена. В 2024 году впервые Министерство энергетики превентивно в марте перед началом сезона повышенного потребления ввело запрет на экспорт, тем самым стабилизировало рынок. В этом году резких скачков на оптовом рынке топлива не было, жалоб от потребителей не поступало. Политическая задача стабильности топливного рынка была решена, пишет ИнфоТЭК.
Однако данную меру стоит рассмотреть не только с точки зрения внутреннего потребителя, о котором государство заботится больше, чем мать о грудном ребенке. Каждая внеплановая мера, каждый запрет, каждая ручная мера регулирования на рынке имеет как более глубокие причины возникновения, так и более широкое действие на рынок и экономику, чем кажется на первый взгляд.
Репутационные и экономические потери
С точки зрения производителей, вводимый без плановых и прописанных в законодательстве оснований запрет экспорта – серьезные репутационные и экономические потери. В современных условиях, когда транспортные затраты при экспорте нефтепродуктов кратно увеличились, премиальные рынки потребления российских нефтепродуктов стали закрытыми, дополнительные потери могут сказаться не только на прибыли компаний, но в первую очередь на уровне налоговых платежей и как следствие – на исполнении социальных обязательств государства перед гражданами.
Ориентация на внутренний рынок и на российского производителя – это верное направление работы российских компаний. Однако ни с 1991 года, ни с 2014, ни с 2022 года нормативного закрепления данного процесса нет. Неоднократно президент России Владимир Путин говорил о приоритете поставок на внутренний рынок. Закона или иного документа в подтверждение его слов до сих пор не создано. Производители топлива (да и не только его) находятся в странном состоянии. С одной стороны, в уставах всех компаний, в том числе и принадлежащих государству, записано, что основной целью существования данных юридических лиц является получение прибыли. Все компании являются коммерческими. Часть этой прибыли в виде налоговых и иных платежей перечисляется в бюджет нашей страны для исполнения обязательств государства перед гражданами.
Запрет экспорта моторного топлива означает прекращение поставок за рубеж. Во-первых, получаемая прибыль по таким контрактам и как следствие, налоговые платежи, перестают поступать в бюджет. То есть доходы государства от запрета экспорта топлива снижаются. Во-вторых, данное событие может и не являться форс-мажором, и компании-поставщики могут выплачивать штрафы за непоставку по заключенным контрактам иностранным покупателям. В-третьих, сама возможность появления таких государственных решений лишает возможности заключения долгосрочных контрактов с потребителями и фактически ведет к потере рынков, на которых начинают преобладать поставщики, в том числе из недружественных стран.
Таким образом, мы понимаем, что однозначной трактовки меры запрета экспорта не существует. С точки зрения внутрироссийского потребителя это позитивно, с точки зрения государства и его доходов – неоднозначно. Логично рассмотреть, что мешает созданию оптимальной модели, в которой и внутренний потребитель, и доходы бюджета от экспорта нефтепродуктов, и репутация производителей нефтепродуктов будут в балансе и приносить прибыль всем.
Что делать?
Факторов на самом деле несколько. Налоговый маневр, завершившийся 1 января 2024 года, является первопричиной всех событий на топливном рынке России. Сегодня компании, которая добывает нефть, приходится платить за нее на этапе добычи. Как только нефть из-под земли появилась на белый свет, она является основанием для уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Последний стал заменителем системы экспортных пошлин.
Так как основная масса налогового бремени представлена именно НДПИ, то после его уплаты компаниям по сути равнодоходно и отправлять нефть на экспорт, и на свои нефтеперерабатывающие заводы. С точки зрения нефтяника, если можно получить больше дохода, задействуя меньше производств, лучше идти по этому направлению. Тем самым отсутствует фискальный стимул для увеличения переработки и снижения оптовых цен за счет повышения уровня предложения топлив на оптовом биржевом рынке.
С другой стороны, существует механизм демпфера, который и должен создавать стимулы для нефтепереработки. Однако он продолжает работать не на внутренний рынок. Мы считаем "равнодоходность", то есть сравниваем наш рынок с иностранными. И возмещаем разницу между потенциальными экспортными поставками, если продукт поставляется на внутренний рынок. О принципе приоритета поставок на внутренний рынок мы забыли, создав вместо него обязательства финансового возмещения потерь производителей по сравнению с поставками на экспорт.
Насколько это верно? Думаю, что неверно в корне.
Для того, чтобы мы не закрывали экспорт, чтобы не противопоставляли потребителя и производителя (причем, оба являются юридическими или физическими лицами, работающими в России и по российскому праву), нужно отказаться от той системы стимулирования, которая существует сегодня. Что нужно?
- Приоритет поставок на внутренний рынок должен быть закреплен законодательно. Это обязательства перед населением. Не все так однозначно, но для начала – именно так.
- Изменить параметры налогового маневра и отменить взимание НДПИ на сырье, которое перерабатывается на российских нефтеперерабатывающих заводах.
- Отказаться от понятия "экспортная альтернатива" при расчетах цен.
Эти три пункта серьезно изменят нашу отрасль. И создадут стимулы и для внутреннего потребителя, и для производителей. А самое главное – снимут с повестки дня понятие "топливные кризисы" и повысят доходы федерального бюджета.