бензин

С начала года рост цен на бензин в России превысил 9%, обогнав инфляцию, оптовые цены растут еще более высокими темпами. На резкий рост цен обратило внимание правительство РФ и потребовало заморозить цены на топливо до марта 2019 года. Однако эксперты опасаются, что эта мера впоследствии спровоцирует еще больший рост цен.

Механизм ценообразования на внутреннем топливном рынке определяет ФАС России: он основан на правиле нетбэк, согласно которому и бензин, и дизельное топливо отпускаются производителями с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по ценам, обеспечивающим им сопоставимую доходность с поставками на экспорт. "Отпускная цена бензина с российского НПЗ определяется как цена бензина в Европе за вычетом расходов, связанных с поставкой до европейских потребителей (транспортные расходы и экспортная пошлина). К этой отпускной цене с НПЗ прибавляются акцизы, НДС, транспортные затраты и коммерческие расходы АЗС. В итоге формируется розничная цена для конечных потребителей. Однако нужно учитывать, что на внешних рынках бензин торгуется в валюте, а внутренние цены номинированы в рублях. Поэтому в процессе ценообразования значение имеет не просто европейская цена на бензин, а ее рублевый эквивалент",— объясняет старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук Андрей Колпаков.

По мнению эксперта, ключевой причиной резкого скачка цен на бензин стало поведение курса рубля, оторвавшегося от динамики мирового рынка нефти, что привело к увеличению рублевого эквивалента европейской цены бензина. "С марта по июнь 2018 года мировая цена нефти выросла с $66 до $74 за баррель. А курс, составлявший в марте 57 рублей за $1, вместо того чтобы снизиться примерно на 10%, вырос в июне до 63 рублей за $1. Несложно посчитать, что произведение этих показателей выросло с 3762 до 4662 рублей за баррель, то есть на 25%. Такими же темпами выросла отпускная цена бензина с НПЗ, что в значительной степени было переложено и в розничную цену — она выросла на 9% именно в период с марта по июнь. И это не злонамеренные действия нефтяных компаний, а простой эффект формулы нетбэк",— говорит господин Колпаков. Он отмечает, что в "мирное" время отходить от формулы нетбэк, жертвуя своей прибылью, никто не будет: с одной стороны, это противоречит коммерческой логике, с другой — есть риск попасть под подозрения ФАС в нарушении законов конкуренции.

Экстренная заморозка

Однако на рост цен на бензин и дизельное топливо отреагировало правительство РФ. В конце октября оно договорилось с крупнейшими нефтяными компаниями о том, что они будут поставлять на рынок топливо по оптовым ценам, замороженным на уровне июня 2018 года (на 3% больше уровня 2017 года). С 2019 года как оптовые, так и розничные цены могут расти, но только на уровень инфляции. Соглашение нефтяников с правительством пока действует до марта 2019 года. Несмотря на заморозку цен, правительство не отказалось от повышения акцизов на бензин и дизельное топливо. С 1 января 2019 года они вырастут на 3700 и 2700 рублей за тонну соответственно.

Подобные меры были приняты в 2008-2009 годах и неплохо себя зарекомендовали, говорит руководитель управления торговых стратегий Dukascopy Bank SA Даниил Егоров. "Однако тогда было и ощутимое снижение спроса на топливо на внутреннем рынке, и общее снижение стоимости нефти и нефтепродуктов. Сейчас, как мы видим, нефть стабилизировалась в районе $60 за баррель, возможно, скоро произойдет разворот в тренде. По крайней мере, с точки зрения рыночных факторов (отсутствие переизбытка нефти на рынке, зимний отопительный сезон) нефть должна вернуться к росту. Тогда на государство начнется серьезное давление, нефтяники будут добиваться досрочного снятия моратория. Не исключаю, что государству даже придется пойти на непопулярные меры: штрафовать производителей бензина и перекупщиков на суммы, сопоставимые с месячным оборотом этих компаний",— считает эксперт.

"Заморозка цен на текущий момент является одной из наиболее эффективных мер. Она приведет к тому, что рынок "переждет" острый период повышения налогов, затем инфляционные ожидания стабилизируются, что может в конечном итоге способствовать меньшему росту цен на бензин", — согласна аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова.

Руководитель практики "ТЭК и ресурсы" консалтинговой компании Strategy Partners Андрей Заутер, напротив, считает, что ручное управление рыночной экономикой несет в себе угрозы создания еще больших проблем, чем те, которые изначально пытались решить. "В моменте это решение, конечно же, остановило рост цен на топливо на внутреннем рынке, а вот что случится в марте 2019 года, пока трудно сказать. Сейчас есть несколько сценариев развития ситуации. Если сырье подешевеет, а национальная валюта подорожает, то очередного кризиса после окончания действия договора с нефтяниками на какое-то время удастся избежать. Если же стоимость нефти превысит осенний порог 2018 года, а рубль начнет ослабевать, то в следующем году цены в российской рознице пойдут вверх неминуемо", — поделился господин Заутер.

Нефтяные гиганты против независимых АЗС

На фоне заморозки цен на топливо у "Роснефти" произошел публичный конфликт с независимыми АЗС. Нефтяная компания обвинила их в проведении "провокационной кампании" с целью усугубить ситуацию на топливном рынке и извлечь из этого "сверхприбыль". "Независимые" АЗС привыкли осуществлять свою деятельность в "серой зоне" без ведения налогового учета, при отсутствии контроля за качеством и источниками происхождения реализуемых нефтепродуктов. Имеются факты, подтверждающие подобную деятельность ряда независимых сетей АЗС", — говорится в заявлении "Роснефти".

Глава Независимого топливного союза Павел Баженов назвал заявление "Роснефти" некорректным. "Как вообще можно говорить о сверхдоходах применительно к собственникам независимых АЗС, которые не обладают возможностью приобретать нефтепродукты по трансфертным ценам, а при этом вынуждены образовывать цены от розницы ВИНК (вертикально интегрированных нефтяных компаний) в условиях заморозки цен? И это заявление делает государственная компания, которая чаще остальных обращается к правительству с просьбой выделения астрономических сумм из бюджета для покрытия собственных нужд", — заявил СМИ господин Баженов.

В конфликте нефтяников и АЗС истина где-то посередине, говорит Даниил Егоров. "По большому счету, так как производителей нефти в стране всего девять, а АЗС распространяются по большей части по франшизе, которая подразумевает в том числе и содействие в корректировке цен, перекладывание вины друг на друга больше похоже на то, что одна рука моет другую. Установление цен на горюче-смазочные материалы на внутреннем рынке является продуктом определенного неформального сговора. Напомню, относительно большинства макроэкономических вопросов и вопросов ценообразования на нефть у всех нефтепромышленников всегда консолидированная позиция. Что же касается частных АЗС, то стоимость бензина на них определяется двумя факторами: условиями перерабатывающих предприятий и конкуренцией. И то, и другое всецело зависит от текущих установок нефтепромышленников. Круг замкнулся", — сказал господин Егоров.

Ведущий аналитик компании "Открытие Брокер" Андрей Кочетков считает обвинения независимых АЗС в превышении среднего чека за литр бензина несостоятельными. "Дело в том, что некоторые АЗС обеспечивают топливом районы, удаленные от мест переработки, что, естественно, предполагает и дополнительные логистические расходы. Возможностей манипулировать ценами на уровне АЗС довольно мало, так как для этого потребуется массовая координация действий, чтобы не допустить географического разброса цен", — говорит эксперт.

Между тем директор дивизиона "Химки" ГК "Автоспеццентр" Алексей Гопкало отмечает, что частные АЗС не снижают цены на топливо, вопреки правительственному решению, чтобы не потерять прибыль. "Так возникают условия недобросовестной конкуренции между государственными нефтяными компаниями и частными АЗС, которые в данный момент правительство планирует решать с помощью привлечения к ответственности компаний, которые нарушают обязательства по сдерживанию цен на бензин", — считает эксперт.

Вопрос регулирования

Эксперты спорят о том, как должен развиваться топливный рынок в РФ, чтобы выйти из кризисной ситуации, которая сложилась на сегодня. Сенатор Совета федерации от Смоленской области Сергей Леонов считает, что без жесткого и продуманного государственного регулирования в этой сфере не обойтись. "Правительство должно обязать нефтяные компании направлять определенную долю бензина на внутренний рынок. Такая квота позволит затормозить рост цен на горюче-смазочные материалы в России. Уверен, что это просто кощунство — высокие цены на бензин в нашей стране, имеющей гигантские запасы нефти и газа", — говорит политик.

По словам Андрея Кочеткова, возможно, выходом могло бы стать создание более гибкой системы экспортных пошлин, которые бы уравновешивали внутренние и внешние цены. Кроме того, стоит пересмотреть решение по увеличению акцизов на топливо, поскольку реальной потребности бюджета в дополнительных доходах нет, так как бюджет в текущем году исполняется с большим профицитом. "Данный шаг также позитивно скажется на общем инфляционном давлении, поскольку бензин — это одна из существенных расходных статей российского бизнеса из-за масштабных территорий поставок", — добавляет эксперт. 

По его словам, одновременный пересмотр будущих акцизов и смещение акцента в пользу экспортных пошлин для уравновешивания внутренних и внешних цен позволят как минимум снизить актуальность экспортных операций для переработчиков, пишет Ъ. "В конце концов, их расходная база формируется на основе российских реалий, а не реалий внешних экономик. Однако подобный сценарий всегда вызывал и будет вызывать сильное сопротивление вертикально интегрированных компаний", — напоминает господин Кочетков.