«Разворот на Восток – долговременный тренд российского угольного экспорта, который обозначился задолго до эмбарго ЕС», – заявил эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов на Второй отраслевой конференции «Уголь», прошедшей в Москве 8 ноября 2023 г.

По словам Родионова, объем поставок каменного угля из России в Китай, Индию, Японию и Южную Корею увеличился с 8,4 млн т в 2002 г. до 91 млн т в 2021 г., а доля этих стран в структуре российского экспорта каменного угля увеличилась с 19% до 43%.

По мнению Родионова, на перспективы дальнейшего наращивания экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) будет влиять не только широко обсуждаемый дефицит провозной (измеряется в тоннах) и пропускной (измеряется в поездах) способности Восточного полигона, но еще пять групп рисков.

• Торможение темпов ввода угольных теплоэлектростанций (ТЭС) в КНР, которое накладывается на увеличение инвестиций в угледобычу с целью снижения импорта. Если в 2015 г. в КНР было введено 66 гигаватт (ГВт) угольных ТЭС, то в 2019 г. – 48,9 ГВт, а в 2022 г. – 27,2 ГВт, согласно данным Global Energy Monitor. В свою очередь инвестиции в развитие угледобычи в КНР, составлявшие в 2019 г. $70 млрд, увеличились в 2022 г. до $96 млрд, а по итогам 2023 г. достигнут $105 млрд, согласно прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА).

• Усиление межтопливной конкуренции, которое связано, в том числе со стремительным развитием возобновляемой энергетики в КНР. По данным Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), на долю КНР в 2022 г. глобального прироста мощности ветровых и солнечных генераторов (123 ГВт из 266 ГВт).

• Распространение технологий чистого угля: если в глобальной структуре мощности действующих угольных ТЭС к середине 2023 г. доля утра-сверхкритических угольных ТЭС составляла 20%, то в структуре мощности строящихся угольных ТЭС – 66%, согласно данным Global Energy Monitor. Ультра-сверхкритические угольные ТЭС превосходят по КПД сверх- и субкритические (43% против 39% и 34% соответственно): им требуется меньше угля для выработки одного и того же объема электроэнергии, что также будет играть на торможение глобального спроса.

• Уход от углеродоемких технологий в металлургии: к марту 2023 г. мощность действующих кислородно-конвертерных печей, требующих использования угля, чуть более чем вдвое превосходила мощность электроплавильных печей (1397 млн т в год против 665 млн т в год), то в структуре строящихся сталелитейных предприятий эта разница составляла всего 20% (94,1 млн т в год против 78,2 млн в год).

• Сужающаяся география экспорта: к марту 2023 г. на долю КНР и Индии приходилось в общей сложности 80% мощности строящихся кислородно-конверторных печей для производства стали (75,3 млн т в год из 94,1 млн т в год); в свою очередь доля двух стран в структуре мощности строящихся угольных ТЭС к июлю 2023 г. достигла 82% (167,8 ГВт из 204,2 ГВт).

При этом в России грузоотправители угля сильно зависят от косвенных субсидий РЖД, о чем свидетельствует разница в доходной ставке РЖД при экспорте угля (260,3 копеек за 10 тонно-километров) и всех грузов в целом (420,4 коп./10 т-км), не говоря уже о таких грузах, как черные (746 коп./10 т-км) и цветные металлы (490,5 коп./10 т-км).

Проблемой для отрасли являются и недавние поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ), которые ужесточили санкции для операторов угольных портов за отказ от использования пыле-поглощающего оборудования. Поправки вступят в силу с 1 сентября 2023 г., поэтому у участников отрасли есть лишь два года для модернизации портовых мощностей.

В целом российская угольная отрасль стоит на пороге крупнейшей за более чем 20 лет трансформации. Если на рубеже 1990-х и 2000-х она заключалась в компенсации выпадающих объемов внутреннего спроса за счет наращивания экспорта, а также в частичном отказе от низкорентабельной подземной добычи, то сегодня – в изменениях в географии добычи и в структуре поставок сырья.

«Преимуществом будут обладать производители коксующегося угля, особенно при наличии сравнительно короткого плеча доставки к морским портам», – подытожил Родионов.