Причин у ценового рывка немало. Это и технические проблемы с работой заводов по производству сжиженного газа (СПГ) в Норвегии, главном сейчас поставщике голубого топлива в Европу. Это и приход на континент настоящей летней жары, и угроза мощной конкуренции со стороны Азии.
Цены на газ в Европе растут уже третий день кряду, напоминает Bloomberg. Биржевые цены в четверг, 15 июня, к середине дня выросли на 17%, а рост за четыре неполных торговых сессии уже превысил 30%. По данным лондонской межконтинентальной биржи ICE, цена тысячи кубов газа перевалила за 500 долларов.
Газовых трейдеров сейчас тревожат неясные перспективы на рынке. Ряд норвежских СПГ-предприятий надолго вышли из строя и возобновят работу, похоже, не раньше середины июля. По континенту распространяется привычная по прошлому году жара.
Достаточно сказать, что на юге Испании столбики термометров уже поднялись до 45°С. Жара, естественно, заставит держать кондиционеры работающими 24 часа в сутки, в результате чего резко вырастет потребление электроэнергии и газа, сжигая который ее вырабатывают, пишет Эксперт.
Жаркое лето заставляет по-новому взглянуть на значительно более высокий по сравнению со средними величинами прошлых лет уровень газа в европейских подземных газовых хранилищах, предмет гордости европейцев, дававший им ощущение безопасности — как теперь выясняется, не вполне обоснованное.
Эксперты еще прошлым летом предупреждали, что одного газа в хранилищах даже при их 100-процентном наполнении не хватит для того, чтобы без проблем пережить зиму. А сейчас из-за жары и круглосуточно работающих кондиционеров уровень газа в европейских ПГХ начал стремительно снижаться.
Не стоит забывать и о покупателях газа из Азии, которые с возвращением на рынок китайских трейдеров после отмены коронавирусных ограничений стали в этом году намного сильнее и конкурентоспособнее.
В текущем году европейцы больше не смогут с такой же легкостью, как в прошлом, перехватывать газовозы, везущие газ в Азию. Логичнее ждать, что картина будет противоположной: азиатские покупатели, пользуясь более высокими ценами на газ на континенте, будут перехватывать газ, направляющийся в Европу.
«Тревога по поводу поставок СПГ в Европу и технических проблем [на СПГ-заводах] в Норвегии стала своего рода физическим спусковым крючком [рывка цен], — объясняет начальник газового отдела консалтинговой компании Energy Aspects Ltd. Джеймс Ваддель. — Мы должны помнить, что главная часть рынка вошла в текущий месяц на коротких позициях. Рост цен спровоцировал стоп-ауты, что заставило цены подняться еще выше».
Газовая лихорадка, так же, как и энергетический кризис, не закончилась — несмотря на обвал цен на голубое топливо в этом году. И в течение ближайших пяти лет количество газовозов, перевозящих сжиженный газ (СПГ), превзойдет количество танкеров, перевозящих нефть, утверждают экономисты аналитической консалтинговой компании Global Data.
В прошлом году спрос на газ вырос из-за известных геополитических событий на 60%. В 2023 г. он упал и пока остается относительно 2022 года низким, но несмотря на это авторы исследования Global Data считают, что спрос на СПГ на развивающихся рынках будет расти по мере того, как они будут решать задачи по декарбонизации. Газ в «зеленом» переходе играет важную роль как основной временный заменитель ископаемых видов топлива при переходе на возобновляемые источники энергии.
Это значит, что вместе с ростом спроса на СПГ будет расти и спрос на газовозы для его транспортировки. Сейчас, напоминает MSN, их флот состоит из 635 рабочих кораблей. Причем, приблизительно 100 из них были спущены на воду в последние три года. С учетом газовой лихорадки, которая еще не закончилась, и роста спроса на СПГ, энергетические компании планируют построить в ближайшие пять лет еще 524 газовоза, что удвоит суммарную грузоподъемность танкерного флота, перевозящего сжиженный газ.
На пике в 2028 году моря и океаны будет бороздить больше газовозов, чем супертанкеров, перевозящих нефть. Сейчас флот супертанкеров (VLCC и ULCC) состоит из 772 судов. К 2028 г. он тоже вырастет, но не так сильно — всего лишь на 200 единиц.
Американские и катарские энергетические компании заработали в прошлом году десятки миллиардов долларов на поставках СПГ в Европу и Азию. К примеру, газовый импорт Великобритании побил в рекорд — по данным Национальной статистической службы (ONS), он вырос на 74% в годовом выражении и достиг 25,6 млрд кубометров. Недавно Лондон подписал крупную долгосрочную сделку с США на поставки СПГ.
В целом же, доля импорта СПГ составила почти половину (45%) от глобального газового импорта. Что касается спроса, то на сжиженный газ пришлись 35%.
СПГ является единственным способом транспортировки природного газа на другие континенты, но у него есть существенный недостаток по сравнению с трубопроводным и сланцевым газом. Минус этот особенно важен с учетом перехода на чистые источники энергии.
Экономисты исследовательской компании Rystad Energy подсчитали, что при доставке сжиженного газа из Америки в Европу выделяется свыше 70 кг СО2 на эквивалент барреля нефти. При транспортировке же трубопроводного газа, скажем, из Норвегии в другие европейские страны выделяется лишь немногим более 10 кг.