сечинпмэф

В рамках ХХIII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) прошла Энергетическая панель, участие в которой приняли представители ведущих нефтяных и газовых компаний мира, министры, послы, а также руководители российских регионов. С ключевым докладом на мероприятии выступил глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Дискуссия на ПМЭФ в этом году посвящена формированию повестки устойчивого развития, однако происходит это в крайне непростое время. По словам Игоря Сечина, участники рынка энергетики должны ответить сейчас на вопрос: «Прошли мы или нет точку невозврата?» Рыночные принципы работы и взаимовыгодный диалог отходят на второй план, и ключевую роль, по его словам, играет стратегия регуляторного давления и односторонних санкций.

«Энергетика как глобальная отрасль, играющая бюджетообразующую роль во многих странах, стала первой заложницей односторонней политической повестки, и налицо признаки расползания этой болезни на другие отрасли. Единственный глобальный регулятор не только не беспристрастен, но и очевидным образом обслуживает исключительно локальные интересы. Поэтому, перефразируя небезызвестный лозунг президента Трампа («Make America great again!»), я хотел бы обратиться с призывом к участникам сессии: «Давайте вернем рынку его былое величие», – заявил глава «Роснефти».

Глава «Роснефти» также отметил, что главный возмутитель спокойствия – администрация США: «Мы видим, что ее действия направлены на переформатирование мирового экономического и политического пространства, на слом формировавшихся десятилетиями рыночных взаимосвязей и договоренностей, на устранение правил конкуренции. Под огонь санкций и торговых ограничений подпадают не только так называемые страны-изгои, но и традиционные партнеры».

В последние четверть века рост мировой экономики составляет около 3,5% в год, и ожидается продолжение относительно высоких темпов роста – а это основной фактор роста энергопотребления. Вторым важным фактором является энергоемкость. При складывающемся сейчас уровне цен в 60–70 долл. за баррель нефти и с учетом изменения структуры ВВП за счет опережающего роста технологического сектора скорость снижения энергоемкости мирового ВВП в обозримой перспективе вряд ли превысит 1,5–2,0% в год. При этом, несмотря на альтернативные источники энергии, рост спроса на нефть неизбежен. К 2040 году потребление нефти в мире увеличится примерно на 20 млн барр./сут. Рост спроса на нефть и нефтепродукты будет обусловлен как повышением уровня жизни в развивающихся странах и массовым распространением в них легкового транспорта, так и устойчивым спросом со стороны нефтехимии.

Глава «Роснефти» назвал неслучайным тот факт, что в день, когда президент США Дональд Трамп провозгласил «золотую эру американской энергетики», в Сенате был представлен законопроект, который напрямую касается запрета газопровода «Северный поток – 2». Как образно выразился Игорь Сечин, «американский золотой век для всех остальных участников рынка может оказаться веком энергетического колониализма».

Знаковый момент в распространении санкционной болезни, по словам Сечина, – это ситуация с компанией Huawei, на которую США оказывают прямое давление. Впрочем, полагает глава «Роснефти», «китайские коллеги обладают достаточным набором инструментов для обратной реакции, поэтому обсуждение в СМИ возможности запрета экспорта редкоземельных металлов из Китая в США в качестве ответной меры, возможно, небезосновательно. Такой механизм воздействия был бы весьма действенным, так как 80% редкоземельных металлов производятся в Китае».

Отметил Сечин и феномен «конкуренции налоговых режимов». К примеру, в последние годы в ряде стран были предприняты беспрецедентные меры поддержки отрасли за счет снижения налоговой нагрузки и регуляторных барьеров. В частности, снижение налога на прибыль (с 35 до 21%) позволило сланцевым компаниям значительно нарастить инвестиции. Произошедшее с 2017 года снижение налоговой нагрузки в Саудовской Аравии (ставка налога на прибыль снизилась с 85 до 50%, снизились ставки роялти) привело к тому, что по итогам 2018 года национальная нефтегазовая компания Saudi Aramco показала мировой рекорд по чистой прибыли, превысив показатель 100 млрд долл. «Отдельно отмечу, что Saudi Aramco получает и дополнительные неналоговые стимулы, в том числе за счет компенсации низких цен на внутреннем рынке, которые за прошлый год составили 41 млрд долл.», – подчеркнул Сечин. Аналогичным образом действуют и власти Китая.

В России же отмечаются разнонаправленные тенденции. Отечественный регулятор балансирует между задачами наполнения бюджета и стимулирования экономического роста с одновременным поиском решения социальных проблем за счет рынка. «Хотелось бы выразить надежду на возврат к рыночным формам регулирования и принципам ценообразования с целью устранения дисбалансов на рынке», – заметил глава «Роснефти».

Россия является одним из самых надежных участников мирового энергетического рынка, поскольку противостоит недальновидной политике ограничений и неконкурентной борьбы. Россия наряду с США и Саудовской Аравией входит в тройку мировых лидеров по добыче нефти. По оценкам экспертов, у РФ – лучший в мире портфель перспективных новых проектов.

Но к этому следует еще добавить и ресурсный потенциал российской Арктики. Только для возможных проектов «Роснефти» он превышает 20 млрд т нефти. «Эта оценка включает в себя как проекты в Карском море, где с учетом предстоящего бурения мы, я думаю, превысим запасы в 15 млрд т, так и на севере Красноярского края, где нас ждут великие открытия и масштабные проекты, которые окажут серьезное влияние на мировую нефтяную отрасль, – сказал Сечин. – В настоящее время мы ведем работу в правительстве Российской Федерации, направленную на законодательное оформление комплекса инвестиционных стимулов, позволяющих обеспечить рентабельность и глобальную конкурентоспособность Арктического нефтяного кластера, который станет основным источником грузопотока для загрузки Северного морского пути и громко заявит о себе в ближайшие годы на мировой арене».

В части финансовых и производственных показателей «Роснефть» уже входит в число мировых энергетических лидеров. Добыча углеводородов компанией увеличилась в 17 раз  – до 286 млн т нефтяного эквивалента. Доля компании в мировой добыче нефти увеличилась с 0,4 до 6%. Выручка выросла более чем в 240 раз, инвестиции – в 160 раз. «Роснефть» сегодня инвестирует каждый 12-й рубль в России. Доля «Роснефти» в ВВП производственного сектора РФ превышает 15%.

«В текущей непростой ситуации как никогда важно противопоставить нерыночным инструментам эффективную кооперацию и взаимовыгодное сотрудничество, – подчеркнул Игорь Сечин. – Для «Роснефти», я уверен, «все, что нас не убивает, делает нас сильнее». По настоящему «золотая эра» может быть действительно «золотой» только для всех участников рынка». 

«Чтобы обеспечить устойчивое развитие рынка нефти и газа, в первую очередь мы должны работать над созданием гармоничной геополитической структуры мира, уравновешенной и сбалансированной, – отметил в ходе дискуссии – бывший вице-президент Венесуэлы Тарек Эль-Айссами Мадда. – Необходимо создать платформу для сотрудничества между инвесторами, странами-производителями энергоресурсов и странами-потребителями. Мы должны работать над тем, чтобы гарантировать инвесторам необходимые условия для вложений, для развития этой области экономики».

Сегодня существуют определенные страны, в первую очередь, это Соединенные Штаты Америки, которые пытаются навязать свою политику, политику доминирования посредством применения односторонних санкций, ведения торговых войн и прямой агрессии против народов. Венесуэла на сегодняшний день является жертвой неприкрытой агрессии, неприкрытой интервенции, осуществляемой при поддержке правительства президента Дональда Трампа, полагает участник дискуссии.

«Венесуэла поддерживает видение развития газовой отрасли Российской Федерации и тех стран-производителей газа, которых мы представляем в ОПЕК. Венесуэла намерена провести встречу со странами-производителями газа при активном участии России для того, чтобы поддержать те усилия, которые предпринимаются Российской Федерацией и для того, чтобы активно работать и сотрудничать в этой области», - подчеркнул Тарек Эль-Айссами Мадда.

Глава британской BP Роберт Дадли, в свою очередь, отметил, что важным вопросом в настоящее время является изменение имиджа отрасли как приносящей основной вред экологии: «Мы должны лучше делать свою работу, поясняя что мы делаем, как отрасль, фундаментальные шаги... Люди не понимают, что за 40 лет мы эту отрасль вывели из области страха к тому, что сегодня есть избыток энергоресурсов для всех. И нам надо рассказывать о том, что к 2040 году будет дополнительно 2 млрд человек жить на Земле. И мы не преследуем цели во что бы то ни стало начать производить возобновляемые ресурсы – мы стремимся снизить выбросы».

«Я считаю, что это чрезвычайно полезная дискуссия, потому что, если посмотреть на нашу отрасль, её очерняют, утверждая, что мы плохо относимся к природе, - заметил генеральный директор Baker Hughes Лоренцо Симонелли. - Но без нас мир не может жить, это как оксюморон в некотором смысле. Все в нас нуждаются, но никто нас не любит. Мы как-то должны поменять свою репутацию в будущем, и этому могут способствовать технологии. В прошлом году мы говорили о цифровизации, о больших данных, массиве данных. Наблюдается прогресс в этой области, в этом году природоохранная тема становится все более важной и мы, как отрасль, должны это принять. И должны гораздо более открыто говорить о том, как мы снижаем воздействие парниковых газов на окружающую среду».

«Поэтому я рад сказать, - отметил Симонелли, - что компания Baker Hughes в начале года объявила о том, что к 2030 году сократит выбросы парниковых газов на 50%. И добиться нулевых выбросов к 2050. Но как мы этого добьемся? Именно через технологии. Я смотрю на некоторые простые решения, которые нам по плечу. Сегодня Соединенные Штаты, наверное, одна из тех стран, которые сжигают больше всех. Очень мало людей об этом знают. Все утверждают, что мир нуждается в нас, а мы хотим, чтобы мир не только в нас нуждался, но чтобы и любил нас. И это, наверное, наша основная задача технологическая».

«Мы должны решать вопрос спроса и предложения, - сказал президент компании DeGolyer and MacNaughton Джон Уоллас. – Могу заверить вас, что предложение не в состоянии еще пока полностью удовлетворить спрос. Спрос на энергоресурсы в мире в течение следующих 20 лет увеличится на 25-30%. И для того, чтобы этого добиться у нас должно быть предложение энергоресурсов. Даже с учетом роста ядерной энергетики и возобновляемых ресурсов будет все равно сохраняться высокий спрос на углеводороды. И для того, чтобы этого добиться, у нас на руках имеется множество ресурсов. Нам придется полагаться на технологии для того, чтобы обуздать этот процесс».