В текущем году значимого изменения цен на моторное топливо не произойдет, влияние антироссийских санкций и пандемии на цены не будет существенным, считают опрошенные участники топливного рынка, эксперты ТЭК и представители Совета Федерации. В настоящее время ситуация с топливообеспечением потребителей внутреннего рынка РФ остается стабильной, заверили в Минэнерго. 

Почем топливо для народа

Потребительские цены на стелах АЗС в среднем с конца декабря 2020 года по середину апреля 2021 года выросли для бензина АИ-92 до 44,94 рублей за литр (на 3,8%) и для дизельного топлива 49,53 руб. за литр (на 1,6%). В начале года ценовым таргетом, заявленным правительством России, фиксировался рост цен на топливо ниже уровня инфляции, то есть в рамках правила «инфляция минус» (таргет по инфляции Банка России составил 4%).

— Исходя из ситуации, прогноз по ценам на популярную марку АИ-92 на оставшийся 2021 год следующий: по базовому сценарию до конца года следует ждать роста примерно на 8%, — высказал в беседе с «Известиями» свой прогноз президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов.

По прогнозам руководителя проектов ИГ «Петромаркет» Анны Лишневецкой, рост розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в целом за оставшийся 2021-й год не превысит 5% — то есть ожидаемого уровня инфляции.

— Таким образом, относительно текущего уровня к концу года цены на АЗС вряд ли вырастут более чем на 1–2%, — сказала она.

Но всё же текущие биржевые изменения не могут не повлиять на розничные цены. Член Совета Федерации Геннадий Орденов отметил , что за три последних месяца стоимость бензина на бирже увеличилась.

— Разница в цене тонны бензина АИ-92 в России и ее экспортной цены (экспортная альтернатива/нетбэк) с декабря в моменте выросла в семь раз, с 1,5 тыс. рублей до 10,5 тыс., — говорит сенатор. — Сейчас в России тонна марки АИ-92 стоит чуть меньше 54 тыс. рублей, а ее экспортная цена находится в районе 59,5 тыс. рублей, но в моменте доходила до 63,5 тыс. рублей.

Розничные цены на бензин и дизель могут измениться уже в мае из-за готовящейся кабмином корректировки индикативной цены в формуле демпфера. Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов отмечает, что уже сейчас цены экспортного паритета достигли рекордных значений, и разница с биржевыми котировками по АИ-92 составляет 10 рублей за литр.

— Надо понимать, что демпфер компенсирует производителям и продавцам только часть разницы — для бензина 68%, а для дизельного топлива — 65%, поэтому при росте экспортных цен на рынке возникает напряженность, которая во многом будет снижена благодаря корректировке индикативной цены в формуле демпфера, планируемой властями с 1 мая, — говорит эксперт.

Впрочем, генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что в настоящее время прогнозировать цены на бензин и дизель проблематично, так как «слишком высока неопределенность». По его словам, «вероятнее всего, значимого повышения цен не произойдет, так как в предвыборный период государство не заинтересовано в росте расходов граждан на топливо».

— При этом влияние санкций и коронавируса на цены не будет существенным, так как риски ужесточения уже введенных санкций минимальны, а масштабной третьей волны коронавируса Россия, вероятнее всего, сможет избежать, — подчеркнул Бурмистров.

Скорректировать демпфер

В соответствии с законодательством РФ, цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию.

— Вместе с тем регуляторами рынка ведется систематическое отслеживание актуальной ситуации, в том числе работа демпферного механизма, который обеспечивает эффективное сглаживание от влияния мировых цен на нефть на перерабатывающую промышленность России и позволяет поддерживать цены на моторные топлива в РФ относительно стабильными вне зависимости от уровня мировых цен на энергоносители, — объяснили в Минэнерго.

— Правительством реализуется последовательная политика по недопущению необоснованного роста цен на моторное топливо, принимаются меры, направленные на сглаживание влияния на внутренние цены колебаний мировых цен и других внешних факторов, — говорят в министерстве. — В настоящее время в целях обеспечения справедливой доходности оптового и розничного сегментов реализации моторного топлива прорабатывается вопрос корректировки параметров демпфирующего механизма обратного акциза на нефть (налоговые вычеты). Демпфирующий механизм по своей сути является системной экономической мерой, которая позволяет сгладить влияние колебаний мировых цен на нефть и нефтепродукты, а также курса рубля на динамику изменения конечных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в России.

Кроме того, в целях стабилизации баланса спроса и предложения на биржевых торгах моторным топливом в феврале был издан совместный приказ ФАС России и Минэнерго России № 88/21/61, предусматривающий увеличение биржевых нормативов продаж по автомобильному бензину с 10% до 11%, по дизельному топливу — с 6% до 7,5% от месячного объема производства соответствующих нефтепродуктов.

— В настоящее время правительством и топливными компаниями уже приняты все необходимые меры реагирования, в частности, межведомственно дополнительно проработана корректировка демпферного механизма в пользу его увеличения. Новый механизм заработает с 1 мая, — заверили в энергетическом ведомстве.

Как пояснил сенатор Орденов, механизм, который введут в начале мая, будет работать в обе стороны:

— Бюджет доплачивает нефтяным компаниям, поставляющим топливо на внутренний рынок, в случае высоких мировых цен, компенсируя их потери от ограничения экспорта, и наоборот — изымает часть доходов компаний, когда работа на внутренний рынок оказывается выгоднее.

В этом году из-за роста цен на нефть доходность экспорта бензина выросла, а компенсация из бюджета при поставках на внутренний рынок уменьшилась, указал сенатор.

Расчеты аналитической компании Refinitiv, которые будут опубликованы в майском номере журнала «Нефтегазовая вертикаль», показали, что благодаря готовящимся майским изменениям, вносимым в методику расчета демпферного механизма, прогнозируемая цена автомобильного бензина на внутреннем рынке к концу нынешнего года снизится по сравнению с первым кварталом прошлого года на 3,7% и, предположительно, составит 50 956 руб. за тонну, а уже к концу 2022 года снижение составит 6,6% (до 49 396 руб. тонну).

— При этом снижение цен на дизтопливо в период с первого квартала текущего по четвертый квартал 2022-го составит 5,1%, то есть может снизиться с 52,100 руб. за литр до 49,438 руб. за литр, — поделилась прогнозом главный редактор издания Ирина Кезик.

- Динамика цен на моторное топливо на внутреннем рынке РФ будет определяться в этом году не только и не столько уровнем мировых нефтяных котировок, сколько особенностями правового регулирования в данной сфере, — отметила Кезик.

А пока в качестве дополнительной меры сдерживания оптовой стоимости топлив в российском правительстве обсуждается временный запрет на экспорт отдельных видов нефтепродуктов и увеличение нормативов продаж автомобильного бензина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) с текущих 11% до 15% от объема его производства. Данная мера, полагают в ИГ «Петромаркет», также может привести к снижению отпускных цен на топлива производителей в результате превышения предложения продукта над спросом на внутреннем рынке.

Но после майских изменений не удастся сбрасывать со счетов один существенный фактор колебаний розничных цен на моторное топливо. Речь идет о спекулятивных операциях недобросовестных участников биржевых торгов, поясняет старший аналитик WMT Consult и доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. По его словам, такие игроки «занимаются многократной перепродажей нефтепродуктов, создавая искусственный ажиотаж и разогревая таким образом цены на рынке»; к манипулированию зачастую прибегают и отдельные недобросовестные независимые сети АЗС, которые «используют панику в собственных интересах, а то и сами ее провоцируют».

«Тренд на подорожание поддерживается прогнозами роста потребления»

Как сообщили в пресс-службе Росстата, в марте Россия увеличила добычу только нефти (без конденсата) на 12,1% по сравнению с февралем, до 40,1 млн тонн (это но на 10,5% меньше, чем в марте прошлого года). При этом добыча нефти вместе с газовым конденсатом в марте составила 43,2 млн тонн, сократившись в годовом выражении на 9,5%, хотя по сравнению с февралем добыча выросла на 11,8%. Свои данные Росстат сверял с информацией из ЦДУ ТЭК России, ФТС РФ, с отчетностью нефтедобывающих и торговых компаний.

Как сообщил источник в ОПЕК+, уже на следующей встрече Россия, скорее всего, будет настаивать на повышении уровня добычи черного золота.

— Однако ключевые игроки не особо заинтересованы в увеличении добычи, так как это является одним из важных гарантов роста цен. Больше всего заинтересована в ограничении на добычу Саудовская Аравия, — сказал чиновник, знакомый с ситуацией в ОПЕК+.

Увеличение добычи и стабилизация мировых цен на нефть, наблюдаемая в последнее время, имеет простое и логичное объяснение — начало восстановления мировой экономики после кризиса, вызванного пандемией COVID-19, уверена руководитель «Нефтегазовой вертикали» Ирина Кезик. В данный момент большинство аналитических центров прогнозируют уровень цены эталонного сорта Brent на 2021 год в диапазоне $65–70 за баррель. При этом цена на российскую марку экспортной смеси Urals с начала года выросла на 28%, по состоянию на середину апреля, и сейчас на мировых рынках она закрепилась на уровне $66–67 за «бочку». Выполненный аналитиками отраслевого агентства Oil.rftoday.ru с помощью ИИ (искусственного интеллекта) расчет демонстрирует следующую перспективу: до конца года цены на нефть останутся в коридоре $55–75 за баррель с тенденцией к постепенному повышению от текущих значений по мере разгона инфляции за счет антикризисных мер основных мировых правительств, введенных в связи с пандемией. 

Дальнейшие же объемы добычи нефти в России в текущем году будут определяться прежде всего действием соглашения ОПЕК+, в котором участвует и РФ, считают опрошенные эксперты. На министерской встрече стран-членов ОПЕК+, состоявшейся в начале апреля, было принято решение об увеличении добычи начиная с мая. При этом ранее Россия уже получила от альянса «добро» на увеличение добычи в феврале–апреле на 260 барр./сут., поэтому на май–июль ее квота расширится незначительно — на 114 тыс. барр./сут (по 38 тыс. в месяц).

По словам члена совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Агвана Микаеляна, «повышение цен на нефть всегда однозначно позитивно для России, однако исходя из складывающейся в мире политической и экономической ситуации, нефтяные котировки еще могут несколько раз поменять направление движения — на рынке будет сохраняться приличная волатильность».

— Но при всем при этом общий тренд на подорожание нефти поддерживается позитивными прогнозами роста мирового потребления во втором квартале и восстановления авиационного сообщения, что, скорее всего, произойдет уже к концу третьего квартала, — сказал Микаелян.

Цены на нефть уже сейчас идут вверх в силу нескольких факторов. Во-первых, налицо рост числа предзаказов и заказов практически по всем товарным нефтегруппам. Во-вторых, многие потребители и нефтепереработчики законтрактовали очень крупные объемы в период низких цен год назад, а как следствие, любое дальнейшее увеличение спроса приведет к необходимости ввода новых мощностей. В-третьих, интерес к нефти растет как на фоне увеличения спроса непосредственно потребителей, так и за счет активного участия биржевых спекулянтов, отметил эксперт по международному рынку нефти и газа, доцент экономического факультета РУДН Александр Симонов.

— При всем при этом ощутимое удорожание нефти неминуемо приведет к соблазну пересмотра (или единоличного нарушения) сделки ОПЕК+ со стороны многих участников картеля. Однако в случае сохранения достигнутых договоренностей и устойчивого роста экономики мы имеем все шансы снова увидеть трехзначные цены барреля. И уже в свете подорожания нефти следует ожидать и вероятного витка роста цен на топливо как в России, так и за рубежом, — резюмировал Симонов.