демпфер

Изменения в порядок биржевых торгов, которые, в частности, вводят понятия регулярности и равномерности продаж топлива на бирже, позволят защитить рынок от скачков цен, вызванных резким изменением предложения, говорится в сообщении Минэнерго РФ.

Правительство РФ утвердило поправки в правила биржевых торгов моторным топливом. "Вводимые изменения должны защитить участников рынка от резких скачков биржевых цен на топливо в случаях, когда они могли быть вызваны резким изменением объема предложения топлива на бирже на отдельных базисах", — поясняет Минэнерго.

Кроме того, дополнительный объем поставок топлива на биржу будет обеспечен благодаря появляющейся у некоторых НПЗ возможности продавать топливо на условии самовывоза автомобильным транспортом, напоминает ведомство. "Это, в первую очередь, актуально для покупателей в Северо-Западном федеральном округе, что объясняется относительно небольшим радиусом поставки топлива на местном рынке", — говорится в релизе.

При этом ввод понятий регулярности и равномерности биржевых торгов закрепит за поставщиками топлива налоговую ответственность за необходимость поставки бензина и дизеля в каждый торговый день на условиях и в объемах не менее ранее запланированных и поданных компанией на биржу в преддверии очередного торгового месяца, передает Прайм.

Такая мера должна помочь независимым трейдерам и частным сетям АЗС, закупающим топливо на бирже, осуществлять рациональное планирование. Она также минимизирует риски резкого и необоснованного повышения розничных цен на независимых сетях АЗС, считает Минэнерго.

Новый документ внедряет понятие регулярности и равномерности биржевых торгов. Это сделано для того, чтобы нефтепереработчики, поставляющие топливо на торги, заранее закладывали объёмы продаж топлива на каждом пункте поставки на месяц вперёд, отмечается в сообщении Белого дома. Подчеркивается, что подобное решение, как ожидается, «поможет избежать дополнительного давления на цены у независимых сетей АЗС».

«Кроме того, торговать через биржу теперь можно с помощью автомобильного транспорта прямо с завода», – говорится в документе. «Это позволит отдельным компаниям отгружать ещё больше нефтепродуктов. Также гарантируется, что реализованное на бирже топливо дойдёт до пунктов, где покупатели забирают товар», – также отмечается в сообщении.

До этого реализация топлива допускалась только посредством железнодорожных поставок. Власти надеются, что принятое постановление поможет стабилизировать ситуацию на топливном рынке, а также окажет сдерживающее воздействие на общий индекс инфляции.

Постановление также утверждает правила, при которых фиксируются требования по определению минимальной величины объема автомобильного бензина пятого класса и (или) дизельного топлива пятого класса в налоговом периоде на биржевых торгах.

Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, с 10 января по 7 апреля цены на бензин АИ-92 выросли на 7,4% (с 49,7 тыс. до 53,4 тыс. руб.), на АИ-95 — на 9% (с 51,0 тыс. до 55,7 тыс. руб. за тонну). При этом с декабря 2020 года по 23 марта 2021-го биржевые оптовые цены на АИ-92 возросли на 18,6%, на АИ-95 — на 18,8%.

Кроме того, с 1-го мая в России начал работать скорректированный демпферный топливный механизм в нефтяной отрасли. Повод для изменения демпфера появился после резкого роста цен на все виды топлива в начале года. В итоге в марте правительство решило снизить индикативную цену, повысив таким образом размер компенсаций компаниям нефтяного сектора.

Демпферный механизм, иначе называемый обратным акцизом на нефть, был утвержден правительством Дмитрия Медведева три года назад как реакция на острую нехватку топлива и рост цен в период пика сельхозуборочных работ. Механизм учитывает разницу между экспортной и индикативной внутренней ценой топлива, размер последней закреплен законодательно и ежегодно индексируется на 5%.

При положительной разнице, когда нефтяникам выгоднее экспортные поставки нежели, чем продажи внутри страны, государство компенсирует им потери равные приблизительно половине разницы, пишет gazeta.

Благодаря этому нефтепереработчики могут удерживать оптовые цены внутри России. Когда ситуация меняется на противоположную и разница становится отрицательной, то уже владельцы НПЗ вносят деньги в бюджет. Будучи еще министром энергетики Александр Новак говорил, что «нулевой» баланс (когда никто никому не платит и цены на бензин и дизель в России не повышаются) достигается при цене нефти на уровне $50–55 за баррель.

Сейчас последнее решение Минфина и Минэнерго предполагает, что индикативная цена бензина в формуле акциза снижена на 4 тыс. руб. по сравнению с действующей ставкой. В 2022 году она уменьшится на 2,7 тыс. руб. по сравнению с установленной в Налоговом кодексе ставкой. А размер ежегодно индексации с 2023 года снизится с 5% до 3%. Перенастройка демпферного механизма обойдется бюджету в 350 млрд руб.