Сбербанк и группа New Stream ("Новый поток") могут до конца года продать Антипинский НПЗ – одно из лучших нефтеперерабатывающих предприятий России. Не входящий в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) современный завод станет первой жертвой бездумной налоговой политики российского правительства в нефтегазовой области.
Антипинский НПЗ занимает лидирующие позиции среди нефтеперерабатывающих предприятий России. Благодаря модернизации и оптимизации производства группа New Stream сумела довести глубину переработки нефти на заводе 98% — рекордный показатель для России и один из самых высоких в мире. По данным Минэнерго РФ, средний показатель глубины переработки российских НПЗ составил в прошлом году 83,1%. Благодаря повышению глубины переработки на Антипинском НПЗ полностью прекратился выпуск мазута.
В мае прошлого года на Антипинском НПЗ началось производство товарного бензина пятого экологического класса (российский аналог Euro 5) в объеме до 800 тыс. т/г, что свело к минимуму риск возникновения дефицита этого вида моторного топлива на внутреннем рынке.
Антипинский НПЗ, расположенный на окраине Тюмени, ориентирован преимущественно на внутренний рынок и обеспечивает бензином, дизельным и газомоторным топливом регионы Западной Сибири и Урала.
Для строительства завода и его развития в соответствии с современными требованиями к нефтепереработке необходимо привлечение кредитные средства. Основным кредитором группы New Stream стал "Сбербанк", который получил "золотую акцию" Vikay Industrial – материнской компании Антипинского НПЗ и группы New Stream.
До 2015 года предприятие успешно развивалось, наращивая объемы производства и налаживая выпуск необходимых видов моторного топлива. Более того, компания взяла под управление стоящий на грани банкротства Марийский НПЗ.
Однако введение налогового маневра, повышение налоговой нагрузки и контроль цен на моторное топливо ведет к кризису российской нефтеперерабатывающей отрасли, о чем свидетельствует намерение New Stream продать свой базовый актив – Антипинский НПЗ.
ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ И ЗАМОРОЗКА ЦЕН – ПУТЬ В НИКУДА
С 1 января 2015 года в России по инициативе "финансового блока" правительства РФ начался так называемый налоговый маневр. Суть налогового маневра сводится к поэтапному снижению экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты, одновременно повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Рост НДПИ привел к значительному подорожанию нефти для отечественных НПЗ и, как следствие, к повышению цен на нефтепродукты внутри страны. Более того, снижение экспортной пошлины и обвал рубля способствовали увеличению экспорта, который стал для нефтяников значительно более выгодным, чем поставки на внутренний рынок.
Налоговый маневр не только привел к подорожанию моторного топлива, но и поставил российский рынок в полную зависимость от ситуации за рубежом – прежде всего в Европе, куда направлен основной экспорт российских нефтепродуктов.
В 2019 году налоговый маневр вступил в окончательную стадию. До 2024 года экспортная пошлина на нефть должна снизиться с нынешних 30% до нуля, а НДПИ вырастет до максимального значения.
Кроме того, в этом году с 18% до 20% повысился НДС, существенно выросли акцизы на моторное топливо, а также тарифы на транспортировку нефти и нефтепродуктов по железной дорогое и системе "Транснефти".
Изначально в ходе налогового маневра правительство планировало снизить акцизы. Однако по настоянию региональных властей акцизы, которые поступают преимущественно в региональные бюджеты, были, наоборот, повышены.
С 1 января 2019 года акциз на бензин класса 5 вырос до 12 314 руб./т против 8 213 руб./т во втором полугодии 2018 года. Акциз на дизельное топливо увеличился до 8 541 руб./т с 5 665 руб./т.
Повышение налогов, акцизов и тарифов должно было привести к взрывному подорожанию бензина и дизеля на АЗС, но этого не произошло, поскольку указанием сверху розничные цены на моторное топливо были "заморожены" на первый квартал 2019 года. Нефтяников обязали поставлять нефтепродукты на внутренний рынок, но обещали компенсировать потери при помощи "демпферного механизма". Согласно предложенного механизма компенсации, после уплаты всех налогов и акцизов, из бюджета должны быть возвращены 60% разницы между экспортными ценами на моторное топливо и так называемой ценой отсечения – 56 000 руб./т для бензина и 50 000 руб./т для дизеля.
БУХГАЛТЕРЫ ОБМАНУЛИ НЕФТЯНИКОВ
В начале марта глава "Лукойла" Вагит Алекперов оценил потери нефтяников от реализации моторного топлива на внутреннем рынке в 50 млрд руб. – 35 млрд руб. от сдерживания цен на топливо и 15 млрд руб. – от "демпферного механизма".
Ранее во время инвестиционного форума в Сочи глава "Газпром нефти" Александр Дюков заявил, что при текущей налоговой системе производство бензина в России в долгосрочной перспективе невыгодно. По сути, Дюков признал, что ВИНК обеспечивают стабильность на внутреннем рынке нефтепродуктов себе в убыток.
С главой "Газпром нефти" согласен Наиль Маганов, генеральный директор "Татнефти", который сказал, что "демпферная система является сложной и запутанной, и ее необходимо пересмотреть".
Об ущербности "демпферного механизма" – во весь голос или шепотом – высказались представители всех крупных нефтяных компаний.
В агентстве Vygon Consulting считают, что продажи бензина внутри страны принесли российским НПЗ убыток в размере 55 млрд руб. Компенсация позволила нефтяникам сократить убыток на 11,1 млрд руб. – до 43,9 млрд руб. Таким образом, нефтяники получили компенсацию за продажи моторного на контролируемым ценам в размере 20% вместо обещанных 60%.
По невероятному стечению обстоятельств в России производство бензина – самого востребованного вида моторного топлива внутри страны – оказалось экономически нецелесообразным. Бухгалтерский подход к развитию реального сектора экономики обернулся убытками для нефтяников.
ПЕРЕМЕН, МЫ ЖДЕМ ПЕРЕМЕН
Нефтяники, поддержанные Минэнерго, предлагают понизить цену отсечения – до 51 000 руб./т для бензина и до 46 000 для дизельного топлива. Однако в ведомстве Антона Силуанова полагают, что пересматривать "демпферный механизм" с "корректировкой в пользу нефтяных компаний и в ущерб для государственного бюджета нецелесообразно".
Непонятно о каком ущербе для бюджета идет речь. В 2018 году бюджет РФ, сформированный из расчета цены на нефть в $40/барр. + 2% индексации, оказался профицитным. Минфин получил в свое распоряжение огромные средства, поскольку средняя нефти сорта Urals в прошлом году составила $70,01/барр. – на 32% больше, чем годом ранее.
В этом году запланирован профицит бюджета в размере 1,8% ВВП, или 1,932 трлн руб., при цене на нефть $40,80/барр. + 2% индексации. Поскольку средняя цена на Urals в этом году ожидается значительно выше заложенной в профицитном бюджете, то бухгалтеры из правительства снова получат огромные незапланированные средства. При этом от повышения акцизов в этом году в государеву казну поступит около 300 млрд руб. В связи с этим, ряд экспертов предлагает полностью отказаться от акцизов на моторное топливо, что повысило бы привлекательность реализации бензина на внутреннем рынке даже при сохранении контроля над ценами.
Налоговый маневр, "демпферный механизм", задуманные и внедренные Минфином без учета экономических интересов нефтяников и особенностей внутреннего рынка нефтепродуктов, могут нанести огромный урон российской нефтепереработке и нефтяной отрасли в целом. Если производство бензина продолжит оставаться убыточным, это приведет к сокращению объемов переработки и дефициту товарного бензина на внутреннем рынке.
Нехватка товарного бензина приведет к росту цен и быстрому увеличению доли контрафактной продукции. В итоге из-за сокращения выпуска продукции с добавленной стоимостью бюджет недополучит огромные средства, раскрутится маховик инфляции, остановится развитие российской нефтепереработки.
Самый серьезный удар будет нанесен по независимых нефтеперерабатывающим компаниям, которые могут полностью прекратить свое существование. Грядущая продажа Антипинского НПЗ – тревожный сигнал, поскольку за ним последуют другие предприятия нефтепереработки, не входящие в состав ВИНК. После исчезновения независимых НПЗ, на внутреннем рынке усилится олигополия – господство нескольких крупных компаний. Тогда для обеспечения стабильности на внутреннем рынке нефтепродуктов, правительство будет вынуждено сделать контроль над ценами бессрочным, пишет Прайм.