электромобили

Россия предлагает равные условия для работы всех готовых к последовательной локализации автопроизводителей, включая китайские автоконцерны, сообщил в пятницу журналистам находящийся в Китае первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.

При этом ключевым требованием является постепенная локализация как сборочных производств, так и выпуска компонентов, подчеркнул он, отметив, что такая договоренность с компаниями из КНР достигнута. 

«Мы сегодня договорились о правилах и постепенной локализации и автокомпонентов, и локализации самих автомобильных платформ. Поэтому правила у нас для всех единые», — приводит агентство «Интерфакс» слова первого замглавы российского правительства.

Он напомнил, что уровень локализации в автопроме оценивается с помощью балльной системы, и стратегия развития автомобильной промышленности РФ предусматривает постепенное увеличение требований к количеству набранных баллов, пишет Монокль.

«Это в стратегии автопрома прописано: балльная система и наращивание баллов, прежде всего, по отношению к автопроизводителям. А автопроизводитель может быть и зарубежный, и российский. Поэтому если российский автопроизводитель, который приобрел производственную площадку, рассчитывает, что сохранит производство, но не будет ежегодно наращивать локализацию, то, собственно, никакой господдержки не получит», — заявил Мантуров. 

Он прокомментировал прозвучавшие накануне слова президента РФ Владимира Путина о том, что Россия приветствует успехи китайского автопрома на своем рынке. «Мы рады сотрудничеству с китайским автопромом, потому что в определенный момент, когда западные мейджоры, которые создавали годами свои локализованные производства, причем высоко локализованные производства: по некоторым моделям до 80%, — в одночасье исчезли, то наши китайские партнеры нас поддержали», — цитирует агентство первого вице-премьера.

На пресс-конференции по итогам китайско-российских переговоров Путин заявил, что Россия заинтересована в присутствии автопроизводителей из Китая на российском рынке и намерена расширять сотрудничество. «Мы приветствуется сотрудничество с китайскими друзьями и в сфере производства автомобилей, где китайские друзья добиваются явных, совершенно очевидных успехов и преимуществ в конкурентной борьбе, в честной конкурентной борьбе. Мы приветствуем сотрудничество и будем развивать дальше», — сказал он.

16 мая в Пекине начался визит президента РФ Владимира Путина в Китай в составе широкой правительственной делегации. По итогам встречи было подписано 11 документов, среди которых документ под названием «Совместное заявление РФ и КНР об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху».

Среди прочего в нем сообщается, что стороны намерены «совершенствовать финансовую инфраструктуру для бесперебойных расчетов между экономическими субъектами».

В аппарате бизнес-уполномоченного добавили, что РФ также предлагает Китаю переключаться с поставок готовых автомобилей на их производство внутри РФ, передает НГ.

В начале встречи с главой КНР Си Цзиньпином Владимир Путин отметил, что у Москвы и Пекина наработан «солидный багаж практического сотрудничества». «В 2023 году двусторонний товарооборот увеличился почти на четверть и достиг хороших показателей – 227 млрд долл. Китай является нашим главным партнером в торгово-экономической сфере. Россия по итогам прошлого года вышла на четвертое место в списке стран – торговых партнеров КНР», – сказал российский президент.

По его словам, углублению торговых и инвестиционных связей способствовал своевременный и скоординированный перевод расчетов в национальные валюты. «Доля рубля и юаня в российско-китайских коммерческих операциях превышает уже 90%. И этот показатель продолжает расти. А значит, можно говорить о том, что взаимная торговля и инвестиции надежно защищены от негативного влияния третьих стран и негативных тенденций на мировых валютных рынках», – подчеркнул российский лидер.

Президент РФ отдельно отметил увеличение российского экспорта продовольствия на китайский рынок. «Рост российского экспорта продовольствия на китайский рынок – более чем в полтора раза, до 7,6 млрд долл. (в 2023 году. – «НГ»). В целом же двусторонний оборот сельхозпродукцией увеличился на 40%, до 9,7 млрд долл.», – сообщил Владимир Путин, подчеркивая, что «есть все основания полагать, что этот сегмент торговли будет расширяться и далее».

Российский лидер также подчеркнул, что РФ приветствует активное расширение присутствия на российском рынке китайских автоконцернов и производителей бытовой техники, и пообещал дальнейшее развитие в этой сфере.

Уже позднее бизнес-омбудсмен и председатель российской части Российско-китайского комитета мира, дружбы и развития Борис Титов прокомментировал, что правительство РФ предлагает Китаю переключаться с поставок готовых машин на их производство в РФ. «У нас как раз в июне будет большая встреча с китайскими автопроизводителями, уже зарегистрировалось более 40 компаний. Мы должны встретиться и понять правила игры – каким будет наиболее эффективный путь входа на российский рынок», – сообщил он.

Российский лидер также сообщил, что стороны договорились об активном использовании национальных платежных систем для обслуживания товарооборота между странами. «Мы договорились, что Россия и Китай и далее будут укреплять контакты по линии кредитно-банковских учреждений, энергично задействовать национальные платежные системы для обслуживания наших экономических операторов», – отметил президент.

Напомним, российский бизнес последние несколько месяцев испытывает проблемы с переводом платежей через китайские банки. Эксперты не исключали, что эта тема может стать одной из приоритетных для российской стороны.

Что касается сегодняшних приоритетов РФ, то в их числе энергетика, промышленность, сельское хозяйство, сотрудничество в сфере высоких технологий, инноваций, инфраструктура, строительство, транспорт, перечислил российский президент.

Он отметил, что между главами правительств России и Китая налажено тесное и деловое взаимодействие, такое же сотрудничество осуществляется в рамках пяти межправкомиссий на уровне вице-премьеров и 80 подкомиссий и рабочих групп.

«К визиту подготовлен целый ряд новых документов, в частности, совместное заявление глав государств, охватывающее основные аспекты нашего сотрудничества, пакет межведомственных и корпоративных договоренностей. Все эти документы предусматривают конкретные шаги, направленные на дальнейшее углубление двусторонней практической кооперации», – пояснил Владимир Путин.

Что же касается итогов первого дня государственного визита в КНР, то, как следует из информации на сайте Кремля, между странами были подписаны самые разнообразные документы. Всего по итогам переговоров президента РФ и председателя КНР было подписано 11 документов. Одно из которых – совместное заявление РФ и КНР «Об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху, в контексте 75-летия установления дипломатических отношений между двумя странами».

В совместном заявлении говорится, что стороны будут «последовательно повышать уровень инвестиционного сотрудничества, будут гарантировать защиту прав и интересов инвесторов, а также создавать равные и справедливые условия для капиталовложений». «Договорились... последовательно наращивать масштабы двусторонней торговли и оптимизировать ее структуру», – указывается в документе. При этом оба государства осуждают инициативы по изъятию активов и собственности иностранных государств и отмечают право на принятие ответных мер.

РФ и Китай также намерены развивать сотрудничество в гражданском авиастроении, судо-, авто- и станкостроении и электронной промышленности, следует из заявления. В документе также говорится о том, что стороны договорились развивать на рыночной основе сотрудничество в области нефти, природного газа, сжиженного природного газа (СПГ), угля и электроэнергии, а также обеспечивать стабильное функционирование соответствующей трансграничной инфраструктуры и создание условий для беспрепятственной транспортировки энергоресурсов. Еще одно из направлений – сотрудничество Москвы и Пекина в области искусственного интеллекта, связи, программного обеспечения, интернета вещей и безопасности сетей и данных.

Тема трудностей в проведении расчетов во внешнеторговой деятельности между Россией и КНР, возникшая в последние месяцы на фоне переоценки китайскими финансовыми институтами рисков вторичных санкций, также нашла отражение в совместном заявлении сторон в рамках госвизита президента РФ. Стороны, в частности, договорились «совершенствовать финансовую инфраструктуру с тем, чтобы каналы расчетов между экономическими субъектами России и Китая функционировали бесперебойно».

Также Россия и КНР намерены укреплять сотрудничество в сфере банковского и страхового регулирования, содействуя «устойчивому развитию банковских и страховых учреждений двух стран, созданных на территории друг друга», поощрять взаимные инвестиции и выпуск заемщиками долговых инструментов на российском и китайском финансовых рынках «при соблюдении рыночных принципов».

Также стороны сообщили об утверждении единой концепции развития острова Большой Уссурийский (Хэйсяцзыдао). Помимо этого, в присутствии лидеров РФ и КНР был подписан меморандум о содействии развитию сотрудничества в сфере инфраструктурного и инженерного строительства.

В «Российских железных дорогах» (РЖД)  сообщили, что совместно с госкорпорацией «Китайские железные дороги» (КЖД) было подписано соглашение о всестороннем стратегическом сотрудничестве. В частности, стороны договорились ускорить реализацию проекта строительства второго главного ж/д пути по колее 1435 мм на погранпереходе Забайкальск–Маньчжурия. А также развивать существующие ж/д погранпереходы между Россией и Китаем и инфраструктуру на подходах к ним; содействовать развитию перевозок почтовых отправлений и грузов электронной торговли регулярными контейнерными поездами; увеличить отправки замороженной мясной, птицеводческой продукции в рефрижераторных контейнерах, а также наращивать перевозки зерновых грузов в Китай через погранпереход Забайкальск–Маньчжурия, в том числе с погрузкой на Забайкальском зерновом терминале.

Конференция "Электротранспорт и электрозарядные станции (ЭЗС)" пройдет в Москве 21 июня