Основатель и глава Группы CREON Фарес Кильзие открыл IV Евразийский форум «Уголь 2025»сообщается в телеграм-канале CREON Conferences.

Мощная российская угольная промышленность переживает сильнейший стресс-тест за последние 30 лет. Экспорт энергетического угля сокращается четвертый год подряд, а мировая схватка за коксующиеся виды угля начинает отчетливо формироваться с учетом мировой фрагментации, войн, торговых и тарифных войн, борьбы за потребителя, усугубляя и без того сложное положение многих региональных производителей, в том числе на территории Российской Федерации, и здесь речь о Кузбассе, где, по многочисленным оценкам, в красной зоне находятся 27 предприятий, а 62 предприятия по России – под прямой угрозой снижения устойчивого роста. Важно отметить, что цифры по сокращению производства и сальдированному убытку всех предприятий сильно разнятся между официальными и неофициальными данными. 

Принятая на этом фоне антикризисная программа базируется на таких спорных данных, и вместе с тем может дать угольной отрасли лишь короткую передышку, но не решить её среднесрочных и долгосрочных фундаментальных вызовов, которые отнюдь не связаны только с нелегитимными ограничениями и логистическими препятствиями, а связаны с возвращением мировых цен к многолетней норме, сильнейшим торможением глобального спроса на энергетический уголь, развитием возобновляемых источников энергии, атомной энергетики в регионах потребления и усилением конкуренции между поставщиками всех видов угля, а особенно коксующегося. 

В условиях мировой трансформации угольной отрасли точечные локальные субсидии не могут быть долгосрочным и даже краткосрочным решением. Точечные субсидии позволяют их получателям продавать уголь по цене чуть выше издержек, что тянет за собой ухудшение рентабельности здоровых и прибыльных предприятий.

С другой стороны, льготы и субсидии отвлекают финансовые ресурсы, которые можно было бы направить на решение кадровых переселений в перспективные регионы и на развитие инфраструктуры для добычи и экспорта всех видов горной руды, в частности угля, с помощью чего отрасль в целом могла бы обрести обновленную стратегию и новую географию. Угольная отрасль - это часть горнорудной промышленности России, и нельзя её рассматривать в отрыве от целого.

Задача Форума - стратегический фокус и упор на вызовы, которые будут влиять на развитие угольной отрасли в ближайшие 3-5 лет, и таких вызовов немало. Рассмотрим важнейшие из них для российского производителя в отдельных регионах. 

• Кратное развитие низкоуглеродной энергетики у главного мирового потребителя, нашего соседа, Китайской Народной Республики, в результате которого атомная энергетика и возобновляемые источники энергии обеспечивают уже не менее 80% прироста спроса на электроэнергию на территории Китая. 

• Рост инвестиций в добычу угля в самом Китае, из-за чего Китайская Народная Республика потенциально может превратиться в нетто-экспортера угля. К примеру, по данным таможенной статистики, в 2024 г. экспорт каменного угля из КНР достиг 6,7 млн тонн – максимума с начала COVID-19. 

• Превращение ряда соседних стран в поставщиков угля в адрес тех же потребителей, кто традиционно получал российский уголь. Как пример - Монголия, которая стала крупнейшим поставщиком коксующегося угля на китайский рынок, что стало возможным, в том числе благодаря развитию транспортной инфраструктуры. Общая угледобыча в Монголии выросла в три с лишним раза в период с 2021 по 2024 год – с 32 до 107 млн тонн, согласно официальным данным. 

• Увеличение потенциала экспорта угля из США, с учетом мер администрации Трампа, которая рассматривает возможность признания угля в качестве критически важного минерала, отсюда и недавние атаки господина Трампа с трибуны ООН на ветряную и солнечную энергетику.

• Ренессанс атомной энергетики на Индийском субконтиненте приводит к тому, что средние темпы ввода мощности угольных ТЭС в Индии снизились в четыре раза за последние 15 лет – с 17 ГВт в год в 2014 г. до 4,5 ГВт в 2024 г. Высока вероятность появления в будущем потенциальных новых крупных поставщиков из стран Евразийского экономического союза и стран Центральной Азии, в том числе Афганистан. 

• Долгосрочный тренд на стабилизацию мировых цен, из-за которого морские перевозки становятся определяющими при выборе поставщика.

В связи с этим российская угольная отрасль нуждается в глобальной перестройке, которую мы называем сегодня "угольным маневром", и она выходит за рамки налоговых послаблений и преференций, льгот, субсидий и квот.

Для сегодняшней дискуссии Фарес Кильзие предложил к обсуждению не все, а некоторые ключевые меры: 

- В первую очередь российским регуляторам надо работать с постковидной акционерной апатией, которая образовалась по всей горнодобывающей промышленности РФ, то есть консолидировать работу и синхронизировать действия по примеру нефтяной отрасли, которая, несмотря на все нелегитимные ограничения, работает в гораздо худших условиях, чем горнорудная, и вместе с тем является крупнейшим налогоплательщиком с высокой маржинальностью. 

- Второе - это кардинальные изменения в системе управления отраслью, которые включают: 

• Поэтапный и управляемый отказ от низкорентабельной подземной угледобычи, особенно в регионах, удаленных от экспортных хабов и портов.

• Увеличение программ финансирования предприятий ТОРов на Дальнем Востоке, в Сибири и новых регионов, так как их промышленный потенциал может привлечь большой кадровый ресурс, высвобожденный из убыточных регионов, что решает одновременно множество задач в добыче всех видов горной руды и в энергетической инфраструктуре. 

• Переориентацию всех видов субсидий, льгот, квот, преференций на здоровые предприятия, которые могут и будут увеличивать потенциал отрасли, участвовать в строительстве инфраструктуры в регионах добычи именно коксующегося угля. 

• По углехимии: просматривать исключительно крупные проекты по переработке угля в метанол в портах Дальнего Востока и Арктики для покрытия импорта стран АТР, где только Китайская Народная Республика рассчитывает на импорт 13-ти млн тонн до 2030 г. включительно.

В заключение своего выступления Фарес Кильзие отметил, что регионы АТЭС, АСЕАН и ШОС исторически, со времен Советского Союза, привыкли работать по принципу G2G, то есть на уровне межправкомиссий, где часто при заключении долгосрочных договоров учитываются различного рода межгосударственные экономические модели отношений, будь то бартер, своповые программы и иные виды взаимодействия. Уголь не является исключением.