Изменения на европейском рынке газа, последствия экономических санкций и низких цен на нефть - основная тема зарубежных экспертных оценок в конце мая-начале июня с.г. об экономике России. Отмечается обеспокоенность РФ "милитаризацией" Арктики, что усложнит ее нефтегазовое освоение. СМИ сообщают также о развитии газо-сланцевой программы в КНР.

"Stratfor" (США, 9 июня с.г.) отмечает, что "...было время, когда Россия могла манипулировать другими странами с помощью поставок природного газа. Она все еще в состоянии это делать, однако подобная угроза сегодня менее эффективна, чем была в прошлом. ...Европейский Союз предпринял определенные действия, направленные на деполитизацию природного газа. Были созданы законодательная архитектура, в том числе Третий энергопакет, отделивший владельца природного газа, направляемого по трубопроводу, от владельца трубопровода, а также физическая инфраструктура, включая газовые интерконнекторы и трубопроводы, и сделано это было для того, чтобы природный газ мог более свободно транспортироваться по Европе. В настоящее время имеется достаточное количество интерконнекторов между Украиной и ее западными соседями — Словакией, Польшей и Венгрией, — и Украина теперь имеет возможность импортировать 20-25 миллиардов кубометров природного газа в год из Восточной Европы.

...Важно то, что Брюссель ломает один из элементов российского контракта с импортерами природного газа, который запрещает им экспортировать этот газ или продавать его другим поставщикам".

Много внимания уделено проекту "Северный поток-2": "в то время как Европа полностью поддерживает инициативы по созданию единого энергетического рынка, предлагаемый Россией проект трубопровода «Северный поток — 2» вбивает клин между его сторонниками (Германия - в числе наиболее активных сторонников), и его восточноевропейскими противниками, включая Польшу и Словакию. Германия решила рассматривать этот проект с чисто экономических и деловых позиций, тогда как его противники считают, что Берлин жертвует интересами Энергетического союза и предпочитает обсуждать прямые сделки с Россией — и, возможно, это позволит России вновь политизировать поставки природного газа.

...В прошлом большая часть российского природного газа транспортировалась через такие страны Восточной Европы как Польша и Украина и затем поступала на рынки Центральной Европы, в том числе в Германию. Несмотря на это, Россия два раза намеревалась перекрыть поставки природного газа для всей Европы, желая наказать Украину за то, что она не соглашалась с ее требованиями".

Германские СМИ акцентируют внимание на сложных последствиях для РФ санкций и дешевой нефти. Свою лепту в эти последствия вносит и растущий уровень задолженности российских регионов. Всё это не скрывает министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев в интервью "Frankfurter Allgemeine Zeitung" (6 июня с.г.):

Г-н министр, российская экономика находится в глубокой рецессии. Когда она начнет расти?

Алексей Улюкаев: Мы преодолели нижнюю точку рецессии. В середине 2015 года у нас был минус в 4,5%. С тех пор ситуация улучшается каждый месяц. За весь год спад составил 3,7%. Экономика еще немного сокращается, в апреле — на 0,7%. Но я думаю, что в августе мы достигнем нулевой отметки. Мы демонстрируем весьма медленную, но позитивную динамику.

— ...Причиной слабости является падение цен на нефть и газ. А потом еще появились санкции, вызванные кризисом на Украине. Какие последствия у них?

— Они повлияли очень сильно, потому что затруднили нам доступ на международные рынки капитала. Это ударило по предприятиям в 2014 году и в начале 2015-го, поскольку у них, в отличие от российского государства, было много внешних долгов. Их нужно было обслуживать, а предприятия не могли получить рефинансирование на рынке капитала. Результатом явился существенный отток капитала — свыше 150 млрд долл 2014 году и еще 57 млрд в прошлом.

— С какими последствиями?

— Это повлияло на платежный баланс целым рядом трудностей: обесценивание рубля, инфляция, проблемы с бюджетом. Между тем, ситуация улучшилась, в том числе и потому, что цены на нефть и газ снова повысились. Платежный баланс снова положительный. Перспективы проясняются. Инфляция сократилась более чем вдвое — до 7 процентов, ситуация нормализуется.

— Санкции проходят мимо?

— Нам не повезло с санкциями, но у них нет больше крупных макроэкономических последствий".

Но "выборочный" оптимизм г-на Улюкаева не разделяет CNBC (США, 1 июня с.г.):

....После введения западных санкций и падения цен на нефть экономика России в 2015 году вошла в рецессию. По общему мнению наблюдателей, рост российской экономики начнется лишь в 2017 году, но даже тогда темпы ее роста будут относительно невысокими — 1%-2% в год. И на то есть три причины.

Во-первых, главную роль играет падение цен на нефть. Российская экономика по-прежнему очень зависит от нефтяных цен. Даже при том, что Центральный банк России перешел на систему плавающего обменного курса, России не удалось избежать рецессии, учитывая то, что нефть подешевела на 50%. Обесценивание рубля смягчило этот удар, но не смогло бы полностью защитить экономику.

Во-вторых, если бы не санкции, российское правительство, банки и корпорации могли бы занять денег, чтобы выйти из кризиса (особенно если учесть, что совокупный внешний долг был небольшим).

В-третьих, российская экономика была не в лучшей форме и до 2014 года. Оживление экономики, наступившее после рецессии, исчерпало себя уже в 2013 году.

В своем Послании Федеральному Собранию в декабре 2013 г. президент Владимир Путин дал ясно понять, что экономические проблемы России обусловлены внутренними факторами. Российская экономика страдала из-за масштабной коррупции, чрезмерного вмешательства государства, неэффективной системы защиты прав собственности, отсутствия конкуренции и открытости, а также повышения роли государственных компаний.

При этом Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подготовил доклад под названием «Диверсификация в России» (Diversifying Russia), в котором на основе нестандартного изучения российских регионов, фирм и домохозяйств были определены барьеры, препятствующие росту, и разработаны меры для их устранения. В докладе ЕББР предлагались рекомендации: для того, чтобы развиваться, России следует ослабить контроль государства над экономикой, развивать свою финансовую систему, а также поощрять конкуренцию и способствовать открытости, передвижению рабочей силы, поддерживать развитие кадровых ресурсов и инновации.

...К сожалению, почти ни одна из этих реформ не была проведена. В результате, произошел отток капитала из страны, началась стагнация, сократились объемы инвестиций.

...Если Россия решит свои «внутренние проблемы» (которые президент Путин относит к политическим препятствиям на пути к необходимым для роста реформам), тогда есть все основания считать, что Россия сможет догнать своих соседей — как восточных, так и западных. Россия видит, как Казахстан и Китай перегнали ее по объему ВВП на душу населения. А некоторые соседи из Восточной Европы и Восточной Азии догнали более развитые страны и вошли в состав Организации экономического сотрудничества и развития. Несомненно, Россия тоже на это способна. Она обладает внушительными трудовыми ресурсами, огромными запасами полезных ископаемых, бескрайними просторами плодородных земель, а также имеет доступ к богатому европейскому рынку и растущему азиатскому рынку".

Ряд СМИ Дании отмечают возможное нарастание военно-политических препятствий для освоения арктических углеводородов. Со ссылкой на посла РФ в Дании Михаила Ванина датская "Politiken" (27.05). отмечает, что, по мнению М.Ванина, "...НАТО следует держаться подальше от Арктики. Не надо усугублять положение и создавать там новый Ирак или Ливию. Для Арктического совета будет катастрофой, если НАТО станет его новым членом. Мы не заходим в ваш огород, и вы не заходите в наш", — посоветовал посол".

Центральное информагентство КНР "Синьхуа" (8 июня с.г.) сообщает о растущей активности китайского нефтегазового бизнеса за рубежом: "...Нефтехимическая корпорация Sinopec заявила, что в 2015 г. ее добыча нефти и газа на зарубежных месторождениях достигла 44,36 млн тонн в нефтегазовом эквиваленте. Кроме того, производство нефти и газа в стране достигло соответственно 41,74 млн тонн и 20,7 млрд кубометров. На конец 2015 года корпорация реализовывала 50 проектов по разведке и освоению нефти и газа в 26 странах: в Африке, Южной Америке, Среднем Востоке, АТР, Центральной Азии, России и Северной Америке. В 2015 году объем торговли Sinopec сырой нефтью, топливом и сжиженным природным газом составил соответственно 293 млн тонн, 36,79 млн тонн и 1,55 млн тонн".

Отмечается также продолжение работ по сланцевому газу в стране: "... к настоящему времени добыча сланцевого газа на газовом месторождении Фулин (провинция Сычуань, центральный Китай. - прим. ред.) у Sinopec достигла 4,399 млрд кубометров. Корпорация обещает к концу 2017 г. увеличить производственные мощности Фулин до 10 млрд кубометров сланцевого газа в год".