севморпуть

Сентябрь был богат на события в нефтегазовой сфере.

И если на внутреннем рынке основные дискуссии и баталии разворачивались вокруг подорожавшего топлива и мер по сдерживанию роста цен на горючее, то в международной энергетической повестке доминировал так называемый восточный вектор.

В сентябре прошел Восточный нефтяной форум, в рамках которого активно обсуждались перспективы сотрудничества в данном регионе.

А главное – благие намерения были подтверждены реальными делами в виде активизации маршрутов поставок углеводородного сырья из России в восточном направлении.

Новые возможности СМП

Как свидетельствует очередной сентябрьский отчет ОПЕК, в 2024 году основными драйверами роста спроса на нефть останутся страны, не входящие в ОЭСР, на их долю придется около 2 млн барр/сут прироста. При этом наибольший вклад в увеличение потребления внесут Китай и Индия. В других странах – особенно Азии и Ближнего Востока – соответствующий показатель также вырастет в силу позитивных прогнозов относительно развития их экономик. Иными словами, сегодня российский интерес к региону АТР диктуется не только геополитическими, но и экономическими факторами, пишет itek.ru.

Как заявил 20 сентября в ходе пленарной сессии Промышленно-энергетического форума TNF вице-премьер Александр Новак, Россия в нынешнем году продолжит переориентацию поставок нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе в Китай и Индию. Как же эта переориентация реализуется на практике?

Поставки нефти из РФ в Китай в августе выросли почти на треть и достигли 10,54 млн т против 8,064 млн т месяцем ранее (2,48 млн барр/сут по сравнению с рекордными 1,9 млн барр/сут в июле). В целом по итогам января–августа Россия лидировала по объему поставок черного золота в КНР – 71,202 млн т. Второе место заняла Саудовская Аравия (60,173 млн т), третье – Ирак (40,299 млн т).

Но еще важнее то, что тестируются новые маршруты и способы поставок. Весной нынешнего года руководитель проектного офиса по развитию Арктики "Росатома" Сергей Чемко заявил, что компания совместно с нефтяниками прорабатывает возможность перевозок нефти по Северному морскому пути (СМП) в летне-осеннюю навигацию. Грузовую базу для таких перевозок должны обеспечить терминал "Варандей" ("Лукойл") и платформа "Приразломная" ("Газпром нефть"), которые находятся вне акватории СМП. Объем перевозок в восточном направлении с первого из этих объектов может составить 5,9 млн т, со второго – 3,6 млн т в год.

Безусловно, речь идет не просто о выборе нового рынка сбыта для северной российской нефти, а о решении сложнейшей технологической задачи, которая вполне осознавалась и "Росатомом", и нефтяниками. "Ранее (объемы нефти) направлялись на западное направление, но сейчас нами проведены предварительные переговоры о направлении части этих грузопотоков на восток. Почему "части"? Потому что ориентируемся, разумеется, на период навигации и использование танкеров. У нас, к сожалению, нет пока еще танкеров в большом количестве ледового класса, поэтому мы предлагаем коллегам использование обычных танкеров с гарантированной безопасностью, с использованием наших ледоколов в летне-осеннюю навигацию", – рассказал Сергей Чемко.

На практике данное решение было как раз воплощено в августе–сентябре. В августе двум танкерам, не имеющим ледового класса, было выдано разрешение на прохождение маршрута протяженностью 3500 миль вдоль северного побережья РФ и далее в Китай. Их плавание было успешно осуществлено в сентябре. Как заявил в кулуарах форума TNF  глава "Газпром нефти" Александр Дюков, данный эксперимент был признан успешным и компания намерена в следующем году (а может быть, еще и в нынешнем, так как время до окончания навигации остается) продолжить поставки по этому маршруту.

И снова экологический шантаж

Для западных рынков, на которые ранее были ориентированы основные поставки российского сырья, это плохая новость. Фактически открытие нового маршрута – очередной гвоздь в гроб антироссийских санкций, пытавшихся отрезать нашу страну от основных рынков сбыта углеводородов. Теперь поставки в КНР возможны не только по традиционным морским маршрутам – через дальневосточные или, на худой конец, балтийские порты, но и по СМП. Конечно, пока объемы российского "черного золота", добываемого в арктической зоне или транспортируемого к побережью Северного Ледовитого океана, относительно невелики (как выше упоминалось, де-факто они ограничиваются без малого 10 млн т в год). Однако старт мегапроекта "Восток Ойл", реализуемого "Роснефтью", принципиально изменит ситуацию, поскольку добыча в рамках данного проекта к 2035 году должна превысить 100 млн т. Поэтому главным грузоотправителем в акватории СМП будет не "Лукойл" или "Газпром нефть", а именно "Роснефть". И очень важно уже сегодня сформировать перспективные логистические маршруты и на деле доказать их эффективность.

Реакция Запада оказалась вполне предсказуема – при отсутствии сколь-нибудь убедительных аргументов в ход была в очередной раз пущена "экологическая карта". "Морской лед непредсказуем, а маршруты очень сложно поддерживать… Использование танкеров не ледового класса значительно усугубляет и без того высокую вероятность аварии", – заявил, в частности, в комментарии Financial Times Чарли Кроник из британского отделения Greenpeace (признана в России нежелательной организацией).

Впрочем, если поинтересоваться прежними заявлениями этого "эксперта", то можно увидеть, что он уже не первое десятилетие пророчит скорую экологическую катастрофу в российской Арктике из-за ведущихся там работ по разведке и добыче углеводородного сырья. Но пока что мы не видим не только катастрофы, но даже ни одной аварии, приведшей к разливу сырья на объектах добычи или транспортировки. Комментируя для FT подобные заявления, в "Росатоме" подчеркнули: "Улучшенные условия навигации в летние и осенние месяцы позволяют судам не ледового класса безопасно работать". В корпорации также отметили, что все суда подверглись строгим проверкам, а экологические аспекты "всегда были и остаются главным приоритетом "Росатома".

Одновременно с поставками нефти развивается и система транспортировки сжиженного природного газа по СМП. Так, в середине сентября танкер-газовоз "Великий Новгород" доставил на китайский приемный терминал "Таншань" партию СПГ, произведенную "Газпромом" на комплексе в районе КС "Портовая". Это первая поставка газпромовского сжиженного газа по северному маршруту.

И зимой, и летом

Безусловно, наращивание перевозок углеводородного сырья по СМП будет идти параллельно с увеличением масштабов транспортировки и других грузов. В прошлом году грузопоток по Севморпути составил более 34 млн т, что более чем на 2 млн т превысило установленный ранее целевой показатель. Представитель "Росатома" по вопросам развития Арктики Владимир Панов сообщил, что количество грузовых рейсов по СМП также возросло более чем вдвое, в 2024 году планируется совершить 1747 рейсов, в 2030-м – 3381, а в 2035-м – 3895.

В начале августа нынешнего года Минтранс РФ обнародовал паспорт федерального проекта "Развитие Северного морского пути", согласно которому в 2024 году объемы грузоперевозок должны достичь 80 млн т, а к 2030 году – 150 млн т. А в Министерстве развития Арктики и Дальнего Востока ориентируются на еще более амбициозные показатели – 90 млн т в следующем году и более 215 млн т в 2030-м. Уже в зимний сезон 2024–2025 годов на трассе предполагается открыть круглогодичную навигацию.

Таким образом, Россия на практике совершает разворот на Восток. Впрочем, данный маневр подразумевает не только наращивание поставок углеводородного сырья на внешние рынки, но и активное развитие дальневосточных регионов.