Основными бенефициарами переориентации внешней торговли России с западных рынков на рынки Востока и Юга в 2022 году стали Китай, Индия и Турция.
Особенно резко увеличились стоимостные объемы экспортных поставок Российской Федерации в эти страны, в основном за счет роста как физических объемов, так и цен энергетического экспорта.
Так, согласно данным Главного таможенного управления (ГТУ) КНР, поставки российской нефти в Китай в 2022 году выросли на 8,3%, до 86,25 млн тонн, на сумму 58,4 млрд долларов. Россия стала вторым крупнейшим поставщиком нефти в Китай, чуть-чуть отстав от Саудовской Аравии.
Рост российского экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в КНР был еще более выраженным: поставки увеличились на 43,9%, до 6,5 млн тонн, и наша страна стала четвертым крупнейшим продавцом СПГ на китайском рынке (после Австралии, Катара и Малайзии), пишет Эксперт.
Стоимость поставок российского трубопроводного газа в Китай подскочила в 2022 году в 2,6 раза, до 3,98 млрд долларов. Физический объем поставок в прошлом году пока не раскрывает ни «Газпром», ни китайская таможня, но его можно предварительно оценить в 15,4 млрд кубометров (против 10,4 млрд в 2021-м).
Общий товарооборот России с КНР вырос в прошлом году, по оценке Федеральной таможенной службы, на 28%, до 180,1 млрд долларов. Зеркальная оценка ГТУ КНР еще выше: 190 млрд. Китай закрепил свою позицию безоговорочного лидера среди внешнеторговых партнеров России, а доля восточного гиганта в обороте российской торговли выросла с 17,9 до 21,2%. По итогам 2010 года, когда Китай, обогнав Германию, впервые стал ведущим торговым партнером России, его доля составляла всего 9,1%.
Совершенно поразительным оказался скачок российско-индийской торговли. Южноазиатский гигант за прошлый год переместился с 14-го на шестое место в списке ведущих торговых партнеров России. По данным индийской таможенной статистики, оборот торговли наших стран вырос в 3,3 раза, до 38,4 млрд долларов. Правда, сбалансированность взаимных поставок, мягко говоря, оставляет желать лучшего: российский экспорт превышает импорт из Индии более чем в 12 раз. Это препятствует дедолларизации взаимной торговли: экспортную выручку в рупиях трудно отоварить на индийском рынке.
В 2022 году Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию: нефтяной экспорт в эту страну за год вырос в десять раз, до 33,37 млн тонн, что составило чуть менее 15% индийского нефтяного импорта. При этом в декабре доля нашей страны в индийском импорте сырой нефти превысила четверть, тогда как еще в 2021 году составляла лишь около 2%.
Очень существенно, в 1,84 раза, подрос объем торговли России с Турцией. С внешнеторговым оборотом в 60,8 млрд долларов (согласно зеркальной статистике, он еще выше: 68,2 млрд) Турция по итогам 2022 года переместилась с шестой сразу на вторую строчку в списке крупнейших торговых партнеров нашей страны. И снова мы видим, что основной вклад в этот результат внесли российские поставки в Турцию энергетических товаров: сырой нефти, угля, нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов. Осенью Россия, обогнав Ирак, стала ведущим поставщиком нефти в Турцию.
А вот крупнейшие партнеры по ЕАЭС наращивали объем торговли с Россией гораздо менее динамично. Белоруссия увеличила товарооборот с нами на 10%, до 42,3 млрд долларов, переместившись с четвертого на пятое место в списке наших торговых партнеров (США, пятый номер в рейтинге 2021 года, страна — главный застрельщик антироссийских санкций, предсказуемо сократили свою торговлю с Россией в 2,6 раза, до 13 млрд долларов, вылетев из первой десятки).
Еще более скромно, всего на 6%, до 26,1 млрд долларов, выросла наша торговля с Казахстаном. Правда, эта страна стала заметным каналом альтернативного и параллельного импорта, замещающего прямые поставки из стран-санкционеров. По данным казахстанской статистики, поставки из Республики Казахстан в Россию в 2022 году увеличились на четверть, до 8,8 млрд долларов.
Зато порадовала Армения. Ее товарооборот с Россией удвоился, составив 5,3 млрд долларов, при этом поставки в Россию (вероятно, частично это реэкспорт из стран-санкционеров) подскочили вчетверо, до 2,5 млрд. Позитивно следует оценить и примерный паритет в двусторонней торговле, сложившийся в прошлом году.
Крайне интенсивно развивалось торговое сотрудничество России с Узбекистаном. Товарооборот наших стран в прошлом году увеличился на 23%, до 9,3 млрд долларов, при этом импорт из Узбекистана вырос в полтора раза.
Удивительной в разгар санкционной войны выглядит минимальная просадка в торговле с Нидерландами — крупнейшим распределительным хабом сырьевых товаров. С объемом товарооборота в 45,98 млрд долларов эта локация осталась третьей в списке крупнейших торговых партнеров. Сильной, но пока не катастрофической выглядит просадка торговли с Германией. Товарооборот России с этой страной снизился в 2022 году на 23%, до 43,9 млрд долларов, и она переместилась со второго на четвертое место в списке крупнейших торговых партнеров.
А вот товарооборот России с Японией в прошлом году даже слегка увеличился: на 6,2%. Несмотря на двукратное сокращение поставок в нашу страну (Япония присоединилась к антироссийским санкциям, остановив экспорт машин, оборудования, электроники и автомобилей), энергетический экспорт РФ в Страну восходящего солнца вырос по стоимости в полтора раза, позволив ей замкнуть десятку ведущих торговых партнеров России (в 2021 году она была только тринадцатой).
Зеркальная статистика по торговле России с Ираном, увы, недоступна, надеемся временно. Просачивающиеся в российское публичное поле оценки варьируют в пределах от 4,6 млрд долларов (эту цифру называл спикер Госдумы Вячеслав Володин) до 4,9 млрд (по сообщению главы Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина). Это дает диапазон роста торговли по отношению к 2021 году всего в 15–20%. Впрочем, весьма вероятно, что в указанный объем торговли не включены взаимоотношения наших стран по линии военно-технического сотрудничества.