Госкорпорация «Росатом» — единый инфраструктурный оператор Северного морского пути (СМП) — предложила Минтрансу поставить новую цель по грузопотоку проекта — к 2024 году он составит 60 млн т в год. Текущая цель — 80 млн т — заложена в майском указе президента Владимира Путина в 2019 году. Предложение с корректировкой прогноза в Минтранс направил глава дирекции СМП Вячеслав Рукша.
В 2019 году по этому маршруту было поставлено 31,5 млн т грузов. Вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий Арктику, в июле говорил о возможном снижении целевого показателя грузопотока по СМП. «Мы сделали доклад президенту, в котором показали проблемы. Но итоговое решение за президентом», — сказал он.
Почему решили скорректировать цель
Планы по загрузке СМП к 2024 году пришлось менять в основном из-за изменений в трех крупных проектах, которые должны были обеспечить объемы перевозки, рассказал источник, близкий к «Росатому».
Во-первых, это произошло из-за отказа компании «Востокуголь» от планов по добыче к 2024 году по 19 млн т угля в год, отмечает собеседник: текущий план предусматривает лишь 1 млн т. Про «довольно сложную ситуацию» с «Востокуглем» также говорил и Юрий Трутнев: «По «Востокуглю» будет резкое снижение объемов, но проект в целом должен жить». По словам вице-премьера, он провел ряд встреч с представителями компании, обсудив формы государственной поддержки. После смерти основного владельца «Востокугля» Дмитрия Босова, в начале мая 2020 года, этот угольный проект решила купить корпорация AEON Романа Троценко. Но сделка зависла из-за судебных тяжб наследников бизнесмена с его бывшим партнером Александром Исаевым. У акционеров компании взаимные претензии друг к другу, и в этих условиях AEON не планирует покупать актив до урегулирования всех споров, заявила представитель корпорации 30 июля. Представитель «Востокугля» отказался от комментариев.
Второй проект, который повлиял на планы по загрузке СМП — «Восток Ойл» — совместное предприятие «Роснефти» и «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова (включает Ванкорский нефтяной кластер «Роснефти» и Пайяхскую группу месторождений «Нефтегазхолдинга»). Как поясняет источник «Роснефть» направила в правительство прогноз о том, что «Восток Ойл» к 2024 году обеспечит грузопоток через СМП в объеме до 9,25 млн т. При этом, на встрече с Путиным в мае главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что ресурсный потенциал «Восток Ойла» составляет более 5 млрд т нефти, «потенциал поставки нефти на сырьевые рынки» с этого проекта оценивается в 2024 году в 25 млн т. Но проект достигнет этого объема поставок по транспортному коридору в Арктике в 2025-м. Именно в 2025-ом СМП и выйдет на общий уровень грузопотока до 82 млн т, следует из письма Рукши в Минтранс.
«Планы компании по объемам добычи нефти в рамках проекта «Восток Ойл» не менялись, также как и сроки реализации проекта», — сказал представитель «Роснефти», отказавшись от деталей. Отгрузка на СМП лишь 9,3 млн т нефти «Восток Ойла» в 2024 году и увеличение поставок до 25 млн т только на следующий год свидетельствует о том, что строительство нефтепроводов от Ванкорской группа месторождений до Пайяхи и затем до бухты Север на Таймыре, а также отгрузочного терминала будет завершено во второй половине 2024 года, предполагает глава консалтинговой компании «Гекон» Михаил Григорьев.
Третья причина — изменение прогнозов НОВАТЭКа, одного из главных пользователей арктического маршрута, заключает источник, близкий к «Росатому». По его словам, компания уведомила правительство о том, что к 2024 году планирует поставить по этому маршруту лишь 35,5 млн т в рамках уже построенного завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал СПГ» мощностью 16,5 млн т в год и новых проектов — «Арктик СПГ-2» (19,8 млн т СПГ) и «Обский СПГ» (5 млн т СПГ) с учетом объемов грузов снабжения. Еще в марте 2019 года представитель НОВАТЭКа говорил, что грузопоток по СМП с его проектов составит около 46,7 млн т к 2024 году, но только «при своевременном развитии инфраструктуры СМП, относящейся к федеральной собственности».
НОВАТЭК уже сообщал о переносе на два года сроков по запуску завода «Обский СПГ» — теперь первая очередь на 2,5 млн т должна заработать только в 2024 году, а не в 2022 году, как планировалось ранее. Но графики реализации проектов, по которым уже приняты инвестиционные решения (включая «Арктик СПГ-2»), «остаются неизменными», подчеркивал представитель компании.
Каким будет Северный морской путь к 2030 году
Пересмотр планов по загрузке СМП к 2024 году совпал с пересмотром сроков всего федерального проекта — теперь он продлен до 2030 года, следует из письма Рукши в Минтранс. К этому времени по арктическому маршруту планируется поставлять 110 млн т грузов в год. Этот срок предусмотрен новым указом Путина о национальных целях, подписанным в июле после одобрения поправок в Конституцию, который пришел на смену майского указа.
В новом паспорте проекта о СМП, подготовленном «Росатомом», добавлен также показатель прироста пропускной способности грузовых морских портов в акватории Северного морского пути, который сейчас составляет около 32 млн т. В 2024 году он должен достичь 85 млн т, а в 2030 году — 115 млн т. Однако в 2028-2029 годах прогнозный грузооборот может превысить уровень пропускной способности портов, говорится в письме Рукши. За два последних расчетных года реализации проекта поставки ожидаются на уровне 104 млн т и 107 млн т соответственно, а пропускная способность портов составит лишь 97 млн т. РБК направил запросы в Минтранс и Росморречфлот.
Актуализированный прогноз загрузки Северного морского пути наиболее приближен к реальной картине, замечает Григорьев. Но вызывает озабоченность как неопределенность с ресурсной базой угольных проектов (передача корпорации АЕОН месторождений «Востокугля»), так и своевременная готовность транспортной инфраструктуры новых проектов, в первую очередь, в Енисейском заливе (ее должны построить «Восток Ойл» и «Северная Звезда», принадлежащая Троценко): терминалы, грузовой и обеспечивающий флот, добавляет эксперт.