Российский топливный рынок перенёс стресс-тест: к апрелю спрос на все виды моторных топлив сократился на 70%, однако сразу после снятия ограничительных мер из-за COVID-19 депрессия сменилась ажиотажным спросом. Одновременно истекли сроки временного снижения объемов продаж нефтепродуктов через биржи, которое вводилось для поддержки производителей. Как «двойной удар» отразится на рынке и на стоимости сжиженных углеводородных газов (СУГ) в будущем, ответили ведущие игроки индустрии.
Объем валового производства сжиженных углеводородных газов (СУГ) в Росси достиг 17 млн тонн. Для волатильного рынка СУГ всегда была характерна сезонность в сегментах автогаза и коммунально-бытовых потребителей. Однако в текущем году начало сезона совпало с введением карантинных мер на фоне пандемии коронавируса. В результате в апреле и мае спрос на все моторные топлива резко просел, в том числе и на используемый в качестве автомобильного топлива СУГ. Цена на продукт местами достигала отрицательных значений, и многие производители досрочно перевели заводы на плановые ремонты. В свою очередь остановка производств привела к локальным дефицитам СУГ во многих регионах.
Снятие ограничений восстановило спрос, одновременно взвинтив цены более чем на 200% (по данным СПбМТСБ: средневзвешенные цены нефтепродуктов и СУГ на местах производства, расположенных на территории Европейской части России, Урала-Сибири и Сибири-Дальнего Востока). «Да, на рынке наблюдается дефицит. Во время пандемии спрос резко снизился, цена упала, — комментирует представитель газоснабжающей организации. — Сейчас ситуация обратная, цена растет: если в начале мая СУГ торговался по 13 000 рублей за тонну, то к концу мая цена поднялась выше 30 000 рублей».
Рынок восстановится в ближайшее время
Однако опрошенные группой CREON эксперты считают, что перевод заводов обратно на обычный режим работы сбалансирует рынок, а зафиксированный с момента создания индекса СПбМТСБ ценовой антирекорд долго не продержится. «В отличие от бензина, к СУГ не применяется стабилизирующий механизм демпфера, поэтому цены на газовое моторное топливо серьезно колеблются», — прокомментировал источник в отрасли.
Дополнительными факторами роста цен стали снижение объемов предложения газа на рынке вследствие заключенного в 2020 году соглашения ОПЕК+, а также введенное ФАС и Минэнерго РФ временное двукратное сокращение нормативов биржевых продаж нефтепродуктов.
Так, с 1 июля минимальные объемы биржевых продаж возвращаются на свои прежние значения (по сжиженным углеводородным газам он составляет 5% от объема производства). Кроме того, ФАС инициировала обсуждение их увеличения. «Ожидаем, конечно, что это предложение будет тяжело воспринято нефтяниками, поскольку есть еще соглашение ОПЕК+, которое повлекло сокращение добываемой нефти и сортов нефти для производства топлив. Но мы уверены, что наращивание объема предложения на бирже даст свой эффект, цены стабилизируются и напряжение спадет», — считает Армен Ханян, начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС.
В ожидании обратного акциза
Восстановлению рынка и развитию потребления СУГ в качестве нефтехимического сырья будет способствовать введение обратного акциза. «Введение соответствующего законопроекта находится на финальной стадии согласования между вовлеченными ФОИВами», — сообщил Анастас Гатунок, заместитель руководителя дирекции Аналитического центра ТЭК Российского энергетического агентства Минэнерго. По словам эксперта, законопроект предусматривает вычет по акцизу в зависимости от объема инвестиций в развитие нефтегазохимических мощностей (не менее 300 000 тонн сырья в год для новых установок).
Так, если компания с 2021 по 2027 год вложит (и введет в эксплуатацию) в новое производство или в модернизацию существующего не менее 65 млрд рублей, фиксированная ставка с 1 января 2022 года составит 4500 рублей за тонну СУГ. Если инвестиции превысят 110 млрд рублей, то законопроектом предусмотрена ступенчатая индексация акциза: 5500 рублей за тонну с 1 января 2024 года, 6500 рублей за тонну с 1 января 2025 год и 7500 рублей с 1 января 2026 года.
«Возвращение нормативов биржевых торгов вкупе с выходом НПЗ после перенесенных на более ранние сроки плановых ремонтов быстро насытят рынок сжиженных углеводородных газов. Более того, запланированное введение обратного акциза увеличит внутреннюю переработку и использование СУГов в качестве сырья для нефтехимии, к чему CREON Group уже много лет призывает отрасль», — считает Санджар Тургунов, генеральный директор CREON Energy.
Мария Дыменко, Анна Нестерова