ОАО РЖД предлагает заметно увеличить тарифы для экспортной промышленности, прежде всего для угля, чтобы отразить в своих доходах рост мировых цен на продукцию. За счет двух мер — отмены всех льгот для угля и введения экспортной надбавки 33,3% — монополия планирует до конца года получить 331,5 млрд руб. дополнительных доходов. Аналитики считают эту меру несвоевременной, поскольку в сегодняшней ситуации ОАО РЖД следует не забирать средства у промышленности, а просить помощи у государства.

ОАО РЖД предлагает с 1 апреля ввести ряд тарифных мер, направленных на «адаптацию экономики железнодорожного транспорта к актуальным внешнеэкономическим условиям».

В первую очередь, сообщается в письме гендиректора ОАО РЖД Олега Белозерова главе Минтранса Виталию Савельеву (“Ъ” видел документ), экономически целесообразно освободить перевозки угля от избыточных тарифных преференций.

Сейчас уголь принадлежит к первому, наиболее дешевому тарифному классу и имеет ряд скидок к базовому тарифу. В его отношении действуют понижающие коэффициенты 0,55–0,75 в зависимости от дальности перевозки, а также коэффициент за дальность 0,4 при перевозке на расстояние свыше 3,3–3,5 тыс. км. Также энергетический уголь имеет дополнительный коэффициент 0,895 за тип груза (коксующийся — 1,05). Сейчас ОАО РЖД предлагает отменить скидки за дальность, а коэффициент за классность груза изменить с 0,55–0,75 на 1,346. Эти меры увеличат тарифную нагрузку на угольщиков на 180%, дав ОАО РЖД 260,8 млрд руб. дополнительной выручки до конца года.

Позиции угля на железной дороге уже пошатнулись после приостановки правил недискриминационного доступа и введения временного порядка определения очередности, вследствие чего уголь из Кузбасса и ряда регионов утратил ранее имевшийся приоритет и теперь поедет после всех других грузов. Впрочем, правила пока не утверждены, их, в частности, отказалась согласовывать ФАС, следует из письма главы службы Максима Шаскольского от 14 марта (“Ъ” видел документ).

Вторая мера, которая предлагается,— введение дополнительной экспортной надбавки 33,3% для всех экспортных грузов, кроме угля и субсидируемых товаров (например, зерна).

Эта мера даст ОАО РЖД дополнительные 70,7 млрд руб. Она отражает рост стоимости доллара к 31 декабря 2021 года (42,4%). Такую корректировку предлагается делать ежеквартально в случае изменения валютного курса более чем на 10%.

Необходимость введения этих мер объясняется потребностью в выходе на безубыточность. «Ценовые котировки угля стремительно возросли практически в три раза (со $150 до $418 за тонну),— сообщается в документе.— Аналогичная тенденция роста мировых цен наблюдается и по остальным экспортным грузам». При этом ОАО РЖД от этих конъюнктурных изменений не получает экономических эффектов, что с учетом прогнозируемого сокращения темпов роста объемов перевозок, а также увеличения и удорожания кредитного портфеля влечет риски снижения финансовой устойчивости компании, говорится в письме. В нем уточняется, что сейчас компания «прогнозирует критическое падение коэффициента по покрытию процентов к уплате до уровня 2,1х при минимально необходимом 3,5х».

Источник в отрасли не исключает, что повышение тарифов возможно, но говорит, что государственный интерес в таком варианте решения прослеживается слабо: «ОАО РЖД просто потратит все вырученные средства на кванты и фантомы, а экспортеры получают сигнал, что их никто не поддержит, и заберут всю прибыль». Отобрать всю курсовую разницу — это элемент национализации экономики, полагает он, а президент только недавно возложил особые надежды на частный бизнес. «Угольщики, металлурги, нефтяники, химики — денежная опора государства, нельзя ущемлять экспортеров, иначе бизнес просто остановится и не будет платить по кредитам со ставкой свыше 20% годовых, нести все международные риски, не имея возможности зарабатывать»,— считает он.

Эти предложения иллюстрируют амбиции государственного монополиста заменить собой Минэкономики, говорит другой собеседник. «Предпосылки предлагаемой донастройки тарифов носят стихийный характер,— считает он.— В условиях массовой переориентации грузов на восток повышение тарифов будет воспринято как спекулятивная инициатива».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает решение о повышении тарифов крайне несвоевременным: оно выглядит не только недружелюбно по отношению к клиентам, которые сейчас находятся под огромным давлением из-за санкций, сокращения экспортных продаж и глобальных проблем с логистикой, но и недальновидно. Сейчас цены на уголь в Европе составляют $350–400 за тонну, отмечает эксперт, но наш уголь не только не покупают в Европе, но и ряд клиентов в Азии ограничивают закупки. Металлургическая и нефтяная отрасли также сталкиваются с масштабным сокращением спроса, и контрактация на апрель идет крайне тяжело. В сегодняшних условиях, полагает он, ОАО РЖД необходимо помогать грузоотправителям, а деньги просить у государства, которое само поймет, откуда их взять.