азстопливо

Финансовые показатели работы АЗС в России серьезно отличаются в зависимости от локации и бизнес-модели: выручка станции может разниться в 50 раз, а рентабельность – вдвое. Росту доходов способствует развитие нетопливного бизнеса.

Рост фискальной нагрузки на нефтяной бизнес в России при одновременном стремлении государства ограничить рост цен на топливо приводит к тому, что рентабельность розничной продажи бензина и дизельного топлива в стране все сильнее зависит от развития владельцами автозаправочных станций дополнительных сервисов, в частности реализации непрофильных товаров. Маржинальность продажи нефтепродуктов, которая и так сильно отличается в зависимости от расположения станции и масштаба бизнеса, может также существенно колебаться в течение года, переходя из положительной зоны в отрицательную и обратно. В этих условиях для повышения доходности компании фактически преобразуют АЗС в «центры придорожного сервиса».

Как формируются выручка и прибыль АЗС

Реализация топлива – основной источник выручки АЗС, на нее в среднем приходится более 85% валового дохода заправок, следует из данных консалтинговой компании «ОМТ-консалт», с которыми ознакомилась «Ведомости. Аналитика». Этот показатель выше в крупных городах и городских агломерациях и ниже «на периферии». В Москве и Московской области доля доходов от продаж топлива в выручке АЗС составляет 88–90%, в Санкт-Петербурге – 82–84%, а в некоторых регионах она может быть менее 80%.

На долю выручки от реализации сопутствующих товаров и услуг в зависимости от месторасположения АЗС, по данным «ОМТ-консалт», может приходиться от 10 до 20–25%. По оценке заместителя председателя комитета по энергетике Госдумы Юрия Станкевича, нетопливная выручка сетей АЗС, которые активно инвестируют в развитие этого сегмента, растет не менее чем на 30% в год. Нетопливный сегмент бизнеса АЗС может включать различные виды услуг: кафе (ресторан), магазин, аптеку, мойку, автосервис, шиномонтаж и т. д.

Вклад в выручку тех или иных сопутствующих товаров также зависит от месторасположения АЗС. В крупных городах и регионах с развитой инфраструктурой, по данным «ОМТ-консалт», наибольший вклад вносят напитки (кофе, минеральная вода) – на их долю может приходиться от 6 до 8% валовой выручки АЗС. В регионах с менее развитой торговой инфраструктурой лидируют автотовары – до 15% валовой выручки АЗС. Оказание сервисных услуг, по оценке компании, вносит минимальный вклад в валовую выручку АЗС.

При этом вклад реализации сопутствующих товаров в прибыль существенно выше. По данным компании, продажа таких товаров формирует более 50% прибыли АЗС, а в период низкой маржинальности показатель может превышать 80%.

Президент Независимого топливного союза (объединяет независимые сети АЗС) Павел Баженов подтверждает, что реализация топлива остается ключевым направлением бизнеса АЗС, генерирующим основную часть выручки, при этом ее вклад в прибыль не столь значителен. Представитель топливного оператора «Евротранс» (бренд «Трасса») пояснил, что топливо формирует 85% выручки и 55% прибыли компании, а сопутствующие товары и кафе – 15% выручки и 45% прибыли. Наибольший доход приносят продажи кофе, чая, фастфуда, летом – прохладительных напитков и мороженого, зимой – стеклоомывающей жидкости, пояснили в «Евротрансе».

Сколько зарабатывают АЗС

Выручка АЗС может существенно варьироваться в зависимости от месторасположения: она существенно выше в центре города и на оживленных трассах.

По данным «ОМТ-консалт», средняя выручка российской АЗС составляет около 462 000 руб. в сутки. При этом суточная выручка автозаправок, имеющих выгодное расположение и формат, может превышать 3,3–3,4 млн руб., тогда как некоторые региональные заправки, расположенные в малонаселенных районах, могут получать за сутки лишь 67 000–100 000 руб. Но размер выручки не всегда свидетельствует о высокой рентабельности, так как затраты на содержание современных крупных заправок также могут быть высокими, уточнили в компании.

При выборе места размещения АЗС в основном учитываются три фактора: трафик (поток транспорта), доступность (удобство подъезда) и конкуренция (наличие поблизости других АЗС).

Представитель «Евротранса» отмечает, что компания при выборе месторасположения АЗС в первую очередь исходит из максимального машинопотока. Также для нее важное значение имеют стоимость земельного участка и условия его предоставления. Эти же принципы выбора локации АЗС выделяет Баженов.

В Московском регионе, по оценке «Евротранса», минимальное расстояние между АЗС одной сети должно составлять не менее 20 км в одном направлении (заправки могут эффективно стоять зеркально), а на райцентр с населением 100 000–150 000 человек может приходиться три-четыре АЗС.

Масштабирование бизнеса позволяет снижать операционные издержки, говорит партнер практики «Нефтегазовый сектор» Strategy Partners Денис Бурак. Но это возможно лишь при условии окупаемости капитальных вложений, предупреждает Баженов. По оценке зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, строительство одной АЗС обходится в 150–500 млн руб. По оценке «Евротранса», автозаправочный бизнес позволяет окупать объект за 5–8 лет.

От чего зависит рентабельность АЗС

Розничная цена топлива на АЗС включает себестоимость производства, акцизы, налоги и расходы на реализацию. Таким образом, на доходность продаж топлива влияют динамика цен на нефть, фискальная политика государства, оптовые цены на нефтепродукты и другие операционные расходы (стоимость доставки топлива и обслуживания АЗС). При этом доля налогов и сборов в стоимости топлива достигает 60–70%.

В отличие от ряда стран акцизы на топливо в России взимаются не на АЗС, а на НПЗ, напоминает гендиректор Open Oil Market Сергей Терешкин. Это благоприятно сказывается на экономике АЗС, отмечает он. При этом вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) имеют больше возможностей обеспечить поставки бензина и дизеля на собственные заправки по более низким ценам, говорит он. Независимые АЗС для снижения закупочной цены имеют возможность приобретать нефтепродукты на бирже.

На рентабельность также влияет уровень платежеспособного спроса в регионе расположения АЗС, отмечает Терешкин.

В России сложилась «двухконтурная система реализации нефтепродуктов», рассуждает Гусев: стоимость бензина и дизеля на АЗС не должна расти выше уровня инфляции, но биржевые цены имеют высокую волатильность. Это приводит к тому, что розничные цены могут быть ниже оптовых и даже мелкооптовых, говорит он.

По словам Станкевича, автозаправки начинают получать прибыль в период снижения оптовых цен на топливо, а в период наиболее высоких оптовых цен (июнь – сентябрь) накапливают убытки. Чистая маржинальность АЗС в России в течение года может колебаться от отрицательных значений до 4–5 руб./л для бензина и до 2 руб./л для дизтоплива, говорит он.

По данным «ОМТ-консалт», в период с 29 июля по 5 августа 2024 г. средняя маржинальность продаж на АЗС дизтоплива в России (без учета Дальнего Востока) составляла 6,11 руб./л, бензина Аи-92 – 5,04 руб./л, Аи-95 – минус 0,42 руб./л. По сравнению с показателями предшествующей недели маржинальность продаж дизеля выросла на 0,35 руб./л, бензина Аи-92 – 0,09 руб./л, Аи-95 – снизилась на 0,98 руб./л. При этом маржинальность некоторых сопутствующих товаров может достигать 80–90%, уточнили в компании.

В целом прибыльность АЗС, по оценке «ОМТ-консалт», может варьироваться от 5 до 12%. Представитель «Евротранса» отмечает, что прибыль АЗС компании, как правило, не превышает 10% от выручки.

По оценке Станкевича, в последние три года на нетопливные продажи приходится 35–40% валовой маржи АЗС. Развитие нетопливного бизнеса – вопрос выживания для независимых АЗС, так как они не могут покрыть убытки прибылью из других источников, говорит он. Бурак отмечает, что нетопливные сервисы крупных независимых сетей сейчас зачастую превосходят сервисы ВИНК.

Но развитие нетопливного сегмента требует значительных инвестиций – необходимы дополнительные помещения, персонал, лицензии и разрешения. Чтобы компенсировать расходы и заработать на сопутствующих товарах, АЗС нужен трафик, говорит Станкевич. Но станций с высоким трафиком, по его данным, в стране немного – примерно 10%. Гусев отмечает, что в России остается значительное число АЗС, которые не имеют возможности развивать сопутствующий бизнес. По оценке Станкевича, порядка 15 000 АЗС в России имеют небольшой трафик и неразвитый нетопливный сегмент.

Пути повышения рентабельности

Основной способ повышения прибыльности автозаправочного бизнеса – расширение ассортимента сопутствующих товаров и услуг, отмечает представитель «ОМТ-консалт». По данным компании, актуальным трендом на российском рынке остается размещение на АЗС заправочных станций для электромобилей, пунктов выдачи товаров, заказанных в маркетплейсах, и аптечных пунктов. Бурак отмечает, что ВИНК предпринимают попытки коллаборации АЗС с ритейлерами.

Компании также стремятся внедрять энергосберегающие технологии, цифровые решения, автоматизировать процессы. Еще один способ – проведение акций, программ лояльности и маркетинговых кампаний.

По данным Российского топливного союза, в России насчитывается 23 000–24 000 АЗС. Крупнейшие сети у «Роснефти» – около 3000 станций, за ней следуют «Лукойл» (2800) и «Газпром нефть» (1500).

Розничная сеть «Роснефти» присутствует в 61 регионе страны, в последние годы активно развивается формат автозаправочных комплексов в составе многофункциональных зон. В компании рассказали, что до конца 2025 г. планируют завершить строительство 14 автозаправочных комплексов на ключевых федеральных трассах, среди которых М11 «Нева», М12 «Восток», ЦКАД и А289 Краснодар – Керчь.

Приоритетом для «Роснефти» является активное развитие придорожных сервисов для автопутешественников, отметил представитель компании. Эта работа включает в себя и строительство гостиничных комплексов. Например, в 2021 г. на Ладожском озере открылся загородный отель «Владимировский». Рядом с ним – АЗС нового формата, где можно заправить автомобиль всеми видами топлива, зарядить электромобиль и перекусить в кафе. Для обладателей автодомов в отеле оборудована обширная зона кемпинга, парковочные площадки оснащены электро- и водоснабжением.

По данным «ОМТ-консалт», крупным нефтяным компаниям сейчас принадлежит около 37% АЗС в России. Способом оптимизации их затрат становится партнерская модель управления бизнесом. Она предполагает, что станцией управляет профессиональный дилер.

По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, эффективной моделью является открытие АЗС в рамках нефтетрейдингового бизнеса. Нефтетрейдер имеет доступ к ресурсам и логистическим мощностям, что способствует росту прибыльности, поясняет он. Гусев добавляет, что повышению рентабельности бизнеса АЗС в целом могло бы способствовать создание правительством комплексной программы развития отрасли.