Под гнётом западных санкций российская промышленность показала рост. По данным Росстата, за 11 месяцев 2023 года металлургия увеличила производство на 9,5% по отношению к 2022-му году.
Ведущий аналитик ИК «ВЕЛЕС Капитал» Василий Данилов считает, что нагляднее сравнивать цифры 2023-го года с успешным 2021-м, когда ещё не было санкций и производство восстанавливалось бурными темпами после пандемии.
«В сравнении с 11 месяцами 2021 года выплавки стали по итогам аналогичного периода 2023-го сократилась на 1,7%, в то время как производство г/к, х/к и сортового прокатов выросло на 2,1%, 1,6% и 1,5%. Стоит учитывать, что 2021 год стал годом высоких цен на металлы и бурного восстановления мировой экономики после пандемии, поэтому тот факт, что показатели 2023 года по ключевым видам металлопродукции превысили уровни 2021-го, сам по себе свидетельствует о большом успехе отечественных металлургов», — отмечает Василий Данилов.
Причины роста
По словам экспертов, экономику в прошлом году подогревал бурный взлёт промышленности. Аналитики из американской S&P Global подсчитали, что глобальный индекс деловой активности в России достиг 54,6 в декабре (в ноябре — 53,8). Занятость в реальном секторе росла в прошлом году такими стремительными темпами, каких не было с начала нулевых.
Нельзя не отметить внутренние инвестиции, металлурги вложили крупные средства в новое оборудование и технологии взамен ушедшим. В аналитической записке Банка России «Инвестиционная активность в промышленности в 2023 году: результаты опроса предприятий» говорится: две трети из 514 компаний инвестировали в поддержание и обновление мощностей. Это касается в первую очередь производителей готовых металлических изделий.
«Спрос подстёгивался предприятиями машиностроения, где производство выросло на 23,3%, нефтегазовой отрасли, увеличившей потребление труб на 8%, и, вероятно, оборонной промышленностью, статистика по которой не публикуется», — говорит директор практики Финансового консалтинга Группы «Деловой профиль» Анна Крысина.
По данным Росстата, прирост производства листового проката за 11 мес. 2023 года составил 12,4%, а катанки — на 8,8%, стальных профилей — на 9,9%.
Признаем, что двукратные темпы роста связаны с низкой базой 2022 года.
Тогда российская металлургия столкнулась с валом санкционного давления и под их воздействием сократила производственные объёмы. А в 2023 году произошла адаптация сталелитейных компаний к новым условиям.
«Здесь сказались как слабые показатели прошлого года, так и ажиотажный спрос на жильё на фоне девальвации и угроз ужесточения условий кредитования. Подрос также экспорт, но в большей степени эти поставки на Восток были способом загрузки мощностей, а не увеличения маржинальности продаж. В цветной металлургии был положительный эффект от запуска медных месторождений Забайкалья. Кроме того, в денежном выражении ценам помогла девальвация, которая привела к удорожанию проката в России», — так обосновал темпы роста руководитель рейтинговой службы НРА, доцент НИУ ВШЭ Сергей Гришунин.
Действительно, весь прошлый год росли цифры и в секторе цветной металлургии. К примеру, прирост производства алюминия достиг 3,5%, а цинка — 5%. Зато снизились объёмы золота на 2,0% (г/г). Данные по динамике добычи меди, никеля и других цветных металлов Росстат не раскрывает. Поэтому обратимся к операционной отчётности «Норникеля», из которой видно, что за 9 месяцев 2023 года компания сократила выпуск меди на 4% и никеля на 9%. Поэтому вряд ли за два месяца, которые оставались до конца 2023 года, этот минус мог превратиться в существенный плюс.
Что касается чёрной металлургии, то тут картина позитивнее. Руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришин подсчитал, что сектор машиностроения отвечает примерно за дополнительные 3-4% роста спроса на прокат, но главным драйвером подъёма в металлургии эксперты всё же называют строительство.
«Чёрная металлургия в первую очередь получила поддержку от строительного сектора, который отчитался о вводе 110,1 млн кв. м», — говорит независимый промышленный эксперт Максим Худалов.
К слову, за год по всем показателям объём строительной отрасли подрос в прошлом году на те же 9-10%, что и металлургический сектор.
«Работа проводится гигантская и все регионы в целом работают отлично. Отрасль даёт стабильный уверенный рост. При этом я хочу обратить внимание на то, что у нас взята высокая планка и удержать её ещё сложнее, чем достигнуть», — отметил на одном из заседаний в конце прошлого года заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
Как отметил вице-премьер, градостроительный потенциал за 9 месяцев вырос на 2,3% до 421 млн кв. метров, объём действующих разрешений на строительство также вырос и достиг 157,2 млн кв. метров, при этом объём многоквартирных домов вырос на 5,5% по сравнению с прошлым годом.
«Активность в строительном секторе и инфраструктурные проекты поддерживали потребление металлов в прошлом году — в частности, спрос на сталь в 2023 году увеличился на 7-9%. В то же время мы видим рост внутренних поставок таких цветных металлов, как, например, алюминий, на 23%. Это происходило также на фоне роста строительной активности и постепенного восстановления машиностроения, в том числе автопрома», — рассказал «Про Металлу» аналитик «БКС Мир инвестиций» Ахмед Алиев.
Что будет с металлургией в 2024-м году
А вот что касается планки, которую удержать, по словам Марата Хуснуллина, будет тяжело, то свою негативную роль уже сыграла резко подорожавшая ипотека. Статистика по продажам квартир по всей стране уже резко просела, даже в Сочи, где за последние четыре года квадратный метр вырос в пять раз, сейчас впервые за долгое время недвижимость дешевеет.
И если, по оценке Frank RG, в 2023 году объём выдач ипотечных кредитов составил 7,9 трлн, что на 62% больше, чем в 2022-м, то этом году, с учётом бешеных процентов, желающих залезать в долги будет гораздо меньше.
«До недавнего времени рост в жилищном строительстве поддерживался ипотекой с доступными широкому кругу населения ставками, однако актуальные на сегодняшний день высокие процентные ставки уже не позволят ставить новые рекорды по вводу жилья, что также снизит спрос на металлопродукцию», — говорит Анна Крысина.
Правда, аналитики SberCIB Investment Research в своей работе «Стратегия 2023. Меньше неизвестных» верят, что рост продолжится и в следующем году, и обязан он будет масштабным инфраструктурным и энергетическим проектам.
Вспомним и стратегию развития металлургической отрасли, в которой прогнозы потребления по базовому сценарию предполагают увеличение с 2022 года до 2030 года выпуска металлопродукции с 39 млн до 58 млн тонн.
Но не все эксперты рынка настроены так оптимистично. «Ожидать существенного прироста экспорта в 2024 году не стоит. Переориентация поставок металлов на Восток сопряжена с высоким ростом транспортных расходов и в условиях укрепления рубля будет невыгодной, — говорит Анна Крысина. — В то же время спрос на внутреннем рынке в значительной мере обусловлен искусственным «разогревом» экономики, укреплённой вливаниями средств господдержки, ресурсы которой уже исчерпываются. Темпы инвестиций могут снизиться, что негативно отразится на спросе на металлы со стороны промышленности. Учитывая, что драйверов для роста потребления металлопродукции в 2024 году на внутреннем рынке почти не осталось, положительная динамика в отрасли может быть обеспечена за счёт роста экспорта, чему может поспособствовать очередной виток девальвации рубля».
По прогнозам Василия Данилова из «ВЕЛЕС Капитал», в 2024 году можно ожидать небольшой рост. «Правда, в этом году мы можем увидеть определённую стагнацию в чёрной металлургии с темпами прироста на уровне нуля или нескольких процентов, однако замедление будет связано не с тяжёлой ситуацией в отрасли, а с достижением сталелитейными компаниями своих производственных пределов», — объяснил эксперт.
Все эксперты сходятся в одном, что спрос на продукцию будет по-прежнему зависеть от инфраструктурных проектов, восстановления машиностроительного производства и жилищного строительства.
«Всё это может позволить производителям вернуться на привычные позиции, — уверен аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв. — При этом, несмотря на высокую загрузку мощностей и высокие объёмы в отдельные периоды, в среднем отставание от докризисных уровней всё ещё имеется».
VI ежегодная конференция «Реагенты в горнодобывающей промышленности» пройдет 12 марта в Москве
Ждем вас на III отраслевой конференции «Редкие и Редкоземельные металлы», которая пройдет в Москве 19 марта 2024 г.
Отраслевую конференцию «Медь 2024» проведет CREON Group 20 марта в Москве
Первая отраслевая конференция «Золото 2024» пройдет в Москве 21 марта 2024 г.